Виды лыжных поворотов на спуске

В походных условиях, когда повороты приходится проделывать под рюкзаком, большая скорость и резкие повороты противопоказаны.

Виды поворотов на лыжах

Среди туристов-горнолыжников наиболее распространены повороты упором, из упора, из плуга, махом, поворот к склону с приемами бокового соскальзывания, на параллельных лыжах, переступанием.

Поворот упором

Выполняется на пологих склонах, когда надо перейти от косого спуска к прямому (рисунок 1), а поворот из упора — к косому спуску другого направления (рисунок 2).

Поворот упором на лыжах

Рис.1. Поворот упором

Поворот из упора

Начинают из спуска наискось или из стойки торможения упором, корпус при повороте налево развернут немного вправо, вес тела переносится на правую лыжу, теперь уже нижнюю, ставящуюся в положение упора. Если дальнейшее торможение упором не нужно, лыжи ставятся в конце дуги параллельно.

При повороте из упора скорость теряется меньше, нежели при повороте из «плуга».

Поворот из упора на лыжах

Рис.2. Поворот из упора

Поворот из плуга

Выполняется из стойки торможения плугом. Для поворота налево надо плавно перенести тяжесть тела на правую лыжу и сделать небольшой наклон корпуса на правое плечо (рисунок 3). Если нужно тормозить еще, то конец дуги поворота можно закончить в плуге; если дальнейшее направление выведет на склон, нужно выходить в конце дуги на торможение упором; если же требуется увеличить скорость или перейти на другой поворот, более скоростной, последняя фаза поворота будет на лыжах, идущих параллельно. При поворотах плугом на жестком, плотном снегу лыжи ставятся на ребро, а на рыхлом, грубом — плоско.

Чаще всего поворотом пользуются при спусках с гор с рюкзаками на спине. Можно применять этот поворот и на укатанной горе, и при глубоком снеге.

Поворот из плуга на лыжах

Повороты в лесу среди деревьев сложны тем, что ближайшие участки спуска не просматриваются. Ближе к стволам снег проваливается, поваленные деревья, пни, прикрытые снегом, создают препятствия и своеобразные трамплины. Здесь легко сломать лыжи. Спуск и повороты в этих условиях осуществляются на минимальной скорости.

Поворот махом

На крутом лесном склоне при спуске с тяжелым рюкзаком единственно надежным остается поворот махом (рисунок 4), который выполняется в конце косого спуска после полной остановки лыжника. Поворот надо делать от склона и начинать с нижней лыжи.

Поворот махом на лыжах

В условиях лавиноопасности лесные поляны на крутых склонах следует объезжать; не прокладывать лыжню, не выходить на дугу поворота в середине поляны и в ее нижней части.

Открытые склоны с большим количеством выступающих камней — это сложная трасса своеобразного слалома даже для опытного горнолыжника. Повороты из плуга чередуются здесь с косыми спусками, боковым соскальзыванием, поворотами переступанием и даже спуском «лесенкой».

Снег у камней ненадежен и проваливается. Лыжни следует прокладывать подальше от них. Особенно опасны такие места после свежего снегопада.

Поворот к склону с приемами бокового соскальзывания

Вдоль гребня или склона, если нет возможности пройти их одним спуском наискось и делать повороты от склона (большая крутизна и рюкзак), следует проходить короткими спусками наискось в комбинации с поворотами к склону и приемами бокового соскальзывания (рисунок 5).

Рис.5. Поворот к склону с приемом бокового соскальзывания

Поворот на параллельных лыжах

Поворот на параллельных лыжах (рисунок 6) является одним из самых быстрых и поэтому часто применяется в лыжных гонках и горнолыжном спорте. Если лыжник проходит вираж на хорошо подготовленной лыжне, то он выполняет поворот на параллельных лыжах без особых усилий. Лыжня сама «ведет» спортсмена по повороту; важно только увеличить наклон тела внутрь поворота с тем, чтобы противостоять возникающей при этом центробежной силе. Иначе лыжник может вылететь с лыжни и виража под действием центробежных сил в сторону, противоположную повороту.

Рис.6. Поворот на параллельных лыжах

В туристических походах поворот на параллельных лыжах выполняется на склоне или просеке без лыжни (на укатанном снегу) следующим образом. Спускаясь в основной стойке, лыжник при разгоне несколько сгибает ноги и вслед за этим сразу выпрямляется с последующей «блокировкой» в коленных, голеностопных и тазобедренных суставах в момент остановки после выпрямления. В данный момент значительно уменьшается давление лыж на снег («облегчение») и лыжник входит в поворот, выталкивая лыжи пятками в сторону; этому помогает активное вращение туловища навстречу движению пяток (контрвращение). Далее, войдя в поворот, лыжник при движении по дуге сразу ставит лыжи на внутренние ребра, а масса тела больше переносится на наружную лыжу, внутренняя лыжа выдвинута несколько вперед.

Повороты переступанием

Поворот переступанием вокруг пяток лыж. Этот поворот выполняется из исходного положения — лы­жи параллельно, палки поставлены рядом с креплениями.

Переступать начинают с той ноги, которая ближе к на­правлению предполагаемого поворота. Например, при выполнении поворота вправо лыжник переносит вес тела на левую ногу и приподнимая носок правой лыжи, отво­дит его в сторону. Затем, перенося вес тела на правую лы­жу, приставляет к ней левую, одновременно переставляя одноименную палку. Переступание таким способом вы­полняется до нужного угла поворота. Пятки лыж при этом не отрываются от снега (рисунок 7).

Рис.7. Повороты переступанием

Типичные ошибки при освоении этого поворота:

1. отрыв пятки лыжи от снега или каблука ботинка от лыжи;
  2. недостаточный перенос веса тела с одной лыжи на другую;
  3. переступание выполняется на прямых ногах;
  4. несогласованное (неодновременное) движение палки и лыжи в момент переступания;
  5. наступание пяткой одной лыжи на другую (перекре­щивание лыж).

Поворот переступанием вокруг носков лыж. Лыжник пе­реносит вес тела на одну из лыж, а другую (отрывая пятку от снега) отводит в сторону и, перенося на нее вес тела, приставляет к ней другую лыжу. Палка переставляет­ся одновременно с одноименной лыжей. Носки лыж остаются на одном месте, не перекрещиваясь друг с другом. Для облегчения освоения этого поворота можно использовать какой-либо вспомогательный ориентир (например, лыжную палку, ветку дерева, круг, начерченный на снегу, и т.п.), вокруг которого выполняется движение.