Распределение продуктов на маршруте

Лет пять назад, после утомительных походов вверх по ущелью, наш кормилец Вася решил устроить роскошный ужин, компенсируя несостоявшийся обед. Он отстранил дежурных и взялся готовить сам, к костру никого не подпускал. И вот наконец оголодавшие туристы приглашены к «столу». Меню этого изысканно-аристократического ужина состояло из трех блюд: два ведра чая разных сортов и кисель…

Да, завхоз способен и уменьшить тяготы пути, и увеличить их. Поэтому опытный, талантливый (да-да, талантливый) завхоз у бывалых туристов ценится очень высоко.

И совсем не обязательно назначать на эту должность девочку (встречается такое заблуждение). Как показала наша практика, и мальчики очень неплохо справляются!

Вожатый же должен постоянно контролировать работу «кормильца» (тактично!), учить его, подсказывать правильные решения. Но не брать на себя полностью его обязанности.

Вот что должен делать идеальный завхоз. Перед походом он составляет несколько вариантов меню — по 3 — 5 вариантов завтраков, обедов, ужинов и перекусов. Из них появляется возможность комбинировать множество вариантов дневного меню. Оно обязательно обсуждается на собрании группы и исправляется по замечаниям туристов. Тогда в походе оказывается меньше недовольных — сами же раньше согласились на такой рацион!

Затем завхоз делает расчет продуктов на все путешествие (не забыв питание на подъездах и НЗ). Он контролирует закупку продуктов и их расфасовку. Заботливый завхоз постарается порадовать группу чем-то вкусненьким — положит тайком в заброску вафельный (не портящийся) торт или банку варенья. Подобное не возбраняется делать и другим. Даже можно провести конкурс на лучший сюрприз. Победителя школьники определят на дневке, после вскрытия и дегустации заброски.

После распределения по рюкзакам общественного снаряжения, когда известен его вес у каждого туриста, завхоз раздает продукты, записывая, кто что несет. При этом необходимо учитывать и объем вещей, и их совместимость. Если Петя несет бензин и примуса, ему дают только консервы, они запаха не боятся. Желательно одноименные продукты — допустим, соль или крупы — выдавать хотя бы двоим, тогда не так страшно, если кто-то их не убережет, намочит. А в водном походе постарайтесь, чтобы каждый экипаж имел набор основных продуктов и при разделении группы смог бы прокормиться самостоятельно.

Портативный безмен на 5 — 10 кг не раз в пути пригодится завхозу. Ведь через каждые два-три дня он должен производить переучет продовольствия. И перераспределять его так, чтобы ни излишне тяжелых, ни очень легких (кроме как у туристов с плохим самочувствием) рюкзаков ни у кого не было.

Учет продуктов и их расхода удобнее вести по их наименованиям. («Сахар: Петров — 1,5 кг, Семенов 2 кг, Иванцов — 0,5 кг… Остаток — 6 кг».) А весовой контроль — по фамилиям «рюкзаковладельцев» («Семенов: снаряжение — 4 кг, сахар — 2 кг, рис 0,8 кг… Всего — 8,5 кг»).

Продукты нужно брать у всех равномерно, чтобы каждый разгружался ежедневно примерно на вес дневного рациона. Завхоз также следит на маршруте за сохранностью продуктов (правильно ли их носят, берегут туристы), назначает вместе с командиром дежурных на сутки. Желательно график дежурств составить сразу на все путешествие, так как необходимо согласовать проведение краеведческих работ, очередность направляющих (проводников) и другие виды деятельности.

Дежурных «по кухне» обычно двое-трое (в большой группе бывает и четверо) из одной палатки чтобы не будили утром соседей. Удобнее, когда дежурство начинается с приготовления ужина. Тогда следующему наряду не придется принимать ведра и прочие кухонные принадлежности в темноте; проще приготовить продукты и дрова на завтрак. (В иных больших коллективах посуду моют завтрашние или вчерашние дежурные.) Завхоз обычно помогает начинающим кашеварам и следит, чтобы продукты не переводили зря. Не мешает лишний раз и напомнить поварам, что Дима не пьет какао и ему надо заранее отлить кипяток в кружку, а для Люды нужно порцию каши отложить без мяса…

Перед тем, как выбрать меню на следующий день, «кормильцу» стоит уточнить планы на завтра. Вот, допустим, предстоит тяжелый дневной переход, а утром запланирована лишь одна жиденькая манная каша. Надо ее «усилить» — положить побольше масла, изюм, выдать по куску сыра. Или сварить что-то другое. Когда хотят уйти с привала рано, не следует планировать на завтрак то, что долго варится.

Утром желательно предупреждать туристов, какие продукты понадобятся на обед, чтобы ребята клали их поближе.

Если по вечерам у костра или на привалах школьники, забыв о красотах пути, завораживающем звездном небе, говорят только о еде — это тревожный сигнал. Прислушайтесь к «гласу народа» и по возможности измените меню, замените надоевшее блюдо. Завхоз должен быть стойким против просьб и уговоров «выдать что-нибудь еще». Ведь впереди не один день пути, и продуктов должно хватить на все! Но и не настолько скупым, чтобы туристы на «финиш» принесли груду не использованного продовольствия. В идеале они туда должны приходить сытыми и без продуктов (или только с НЗ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии