Разработка маршрута похода

Наиболее интересный и творческий этап подготовки — это выбор и разработка маршрута. Он должен соответствовать целям похода и быть посильным для всех членов группы. Если школьники выходят на природу, чтобы научиться устраивать бивак, нельзя планировать длинный пеший переход, иначе не останется времени на учебные занятия. А если туристы прежде всего хотят ознакомиться с новым для них районом, то лучше пройти — и, соответственно, увидеть — побольше разных мест. Надо постараться удовлетворить все пожелания, предусмотреть радиальные выходы в интересные места, для выполнения краеведческих заданий. Радиальным считается участок маршрута относительно небольшой протяженности с возвращением в исходную точку.

Разработка маршрута похода

Рисунок 1. Примеры построения маршрутов: слева — линейный с радиальными выходами, справа — кольцевой с заброской. Перечеркнутыми треугольниками обозначены места ночлегов с указанием даты. Маршрут слева начинается линейным радиальным выходом налегке в музей. На третий день пути, оставив часть груза в точке А, группа выходит К озеру Белому, где устраивает дневку. К оставленным вещам же возвращаются другим путем (кольцевой радиальный выход). На схеме справа показано, как перед походом отдыхающие на турбазе «Заря» заносят часть продуктов и топлива на середину маршрута (в точку Б).

От того, насколько удачно составлен маршрут, зависит и безопасность, и познавательное содержание путешествия, и впечатление от него у всех участников.

Можно, разумеется, воспользоваться уже разработанными маршрутами — их в каждом номере публикует журнал «Турист», издательство «Физкультура и спорт» выпустило серию путеводителей «По родным просторам», в турклубах, на станциях юных туристов, в Домах пионеров хранятся письменные отчеты других групп… Многие же предпочитают самостоятельно разрабатывать свои трассы движения — в соответствии с целями похода, составом участников и индивидуальными склонностями.

Однако не забывайте, что приказ Минпроса СССР от 12 апреля 1974 года запрещает дальние походы, если группа не путешествовала по родному краю. Новичкам об этом горевать не стоит — все еще впереди, а близкие места оказываются, как правило, не менее интересными, чем далекие Памир или Урал.

При сборе информации обратите внимание на трудные для ваших детей или опасные участки (они могут быть и в простом походе), подъезды, возможность закупки продуктов, расположение медпунктов и спасотрядов, интересные и памятные места, даже местные обычаи. Не забудьте проверить, существуют ли сейчас поселки и деревни, обозначенные на старых картах, не встретятся ли в пути заповедники или другие территории, на которых проведение походов запрещено. Короче — еще до похода на маршруте не должно остаться «белых пятен».

В одной туристской песне поется: «Когда за спиной 42 килограмма, нет времени смотреть по сторонам». А ведь там столько интересного! Излишний же вес ведет к чрезмерному утомлению и свидетельствует о тактически плохом построении маршрута. Почти всегда, если пешая часть похода больше 6 — 8 дней, есть возможность сделать заброску. То есть часть продуктов и снаряжения сразу занести на вторую половину маршрута, отправить до востребования в почтовые отделения населенных пунктов, через которые предстоит идти.

В первые дни похода физические нагрузки желательно уменьшить — сократить дневной километраж, запланировать вначале радиальный участок, который проходится с облегченными рюкзаками. При путешествии в горах несколько дней нужно на акклиматизацию. В эти дни, пока организм привыкает к условиям высокогорья, делают разведки, заброски. Нагрузки надо снизить и к концу путешествия, когда начнет сказываться усталость.

Трудность и сложность участков пути должна нарастать постепенно, а наиболее «суровые» препятствия лучше проходить в середине маршрута, когда все уже втянулись в походный ритм, сработались вместе.

На тот случай, если препятствие окажется слишком сложным или опасным (река вздулась из-за затяжного дождя, склоны стали лавиноопасными после снегопада…) или для экстренного выхода к людям (кто-то заболел), нужно заранее предусмотреть более простые и короткие запасные и аварийные варианты.

Кстати сказать, расстояния, замеренные по карте, всегда оказываются меньше реального пути. Поэтому километраж по карте необходимо увеличивать на 10 — 15 процентов, а для сильно пересеченной (горной) местности — на 20.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии