Тактика пешего похода. Умный в гору не пойдет?

Когда группа плановых туристов попала в буран, несколько сильных мужчин решили действовать самостоятельно. За несколько часов они благополучно спустились к дороге и добрались до города. А остальные в это время погибали… Конечно, бросившие слабых в беде — негодяи, подонки. Но — невольно бросается в глаза — они оказались чуть ли не единственными, кто пытался спастись. Большинство же замерзало у чуть тлеющего костра, ничего не предпринимая…

Наверняка кто-то из погибших молодых людей в школьные годы путешествовал с рюкзаком. Не потому ли случилось несчастье, что школьные наставники чрезмерно опекали их, не приучали к преодолению трудностей, к каким-то лишениям, без которых не обойтись в пути? Я знаю молодых, вполне здоровых и сильных девушек, которые не ходят в походы лишь потому, что там нет ванны с горячей водой…

Так уж совпало, что на том же самом маршруте годом раньше путешествовал один из воспитанников Г. А. Генженцева — Володя Ш. Ему тогда было лет 18 — 20. Их группа тоже попала в буран, многие и постарше растерялись, в том числе и инструктор. Пришлось Володе брать командование на себя, хотя он первый раз находился в этих местах и никогда не попадал в подобные переделки. Фактически благодаря ему все остались целы и не получили обморожений. Так пригодились уроки «капитана Гранта».

Каждому горному туристу, уверен, множество раз говорили «житейскую мудрость», приведенную в заголовке раздела. Это — мудрость обывателя! К счастью, во все времена находились люди, не боявшиеся «лезть в гору», не соблазнившиеся мягким домашним диваном и шлепанцами. Именно такие совершали географические открытия, покоряли высочайшие горы, зимовали на льдине, летали в космос… Однако встречаются руководители юных путешественников (путешественников!!), считающие, что «гору лучше обойти». Такие вожатые стараются побольше проехать на автобусе и поменьше ходить пешком, прокладывают маршруты лишь по дорогам, а из всех видов путешествий предпочтение отдают транспортным… То есть превращают поход в экскурсию или пикник на лужайке.

Давайте, пока ваши детишки там резвятся, отойдем в сторонку, сядем на бревнышко и поговорим. Помните, как говорил А. С. Макаренко: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество». Так дайте ребятам столкнуться с такими условиями, испытать себя! Если из «эффективнейшего средства воспитания» выхолостить все трудности, что же от него останется?!

Боитесь за детей? Так выбирайте безопасные для них преграды. Повести сразу же, без подготовки школьников в горы и бродить там по ледопадам, лазать по скалам без страховки — это просто преступление (и не в переносном смысле). Но неужели ваши ребята — посмотрите, некоторые выше вас! — не способны пройти за день десяток-полтора километров? И не по дороге, а через лес по азимуту, через завалы, овраги, речушки…

Не надо бояться препятствий, избегать их, если они школьникам по силам

В многодневном путешествии трудностей обычно хватает. Главное препятствие — это пространство. То есть то расстояние, которое надо пройти с грузом за плечами. А в тренировочных походах допустимо и искусственное усложнение пути (но безопасное!) — по бурелому рядом с дорогой, вброд около моста… Да, воспитание «бойцовских» качеств — силы воли, упорства в достижении цели, стойкости к неблагоприятным погодным факторам — это очень нелегкая, кропотливая работа. Кататься по стране на поезде значительно проще.

Используйте и любовь детей ко всяким соревнованиям. Допустим, составьте таблицу, кто сколько прошел в походах. Маловероятно, что на всех выходах отряд окажется в полном составе. «Чемпиону» торжественно вручите переходящий вымпел, приз. А вот Витя плохо вел себя в пути — по решению штаба поход ему не засчитывается, Галя забыла соль — заработала штрафные баллы…

Туристы «не заметят» пройденное расстояние, если путь будет интересным. Монотонность дороги утомляет школьников больше, чем груз за плечами. Во всем необходимо разнообразие: в окружающем пейзаже (сначала деревня, потом хлебное поле, лес…), ориентирах (водонапорная башня, речка, старая церковь…), препятствиях, даже характере поверхности, по которой идешь (утрамбованная дорога, трава на лугу, хвоя в лесу…). И конечно, в «объектах внимания». Если за двухдневный поход отряд посещает 3 — 4 музея или усадьбы, связанных с жизнью известных писателей, — это, деликатно выражаясь, недомыслие. Ведь никто не устраивает по пять уроков литературы в день.

Всегда создание психологической обстановки, приятной детям (игровой), позволит им легче перенести тяготы пути. Например, подъем по крутому склону преподнесите как Восхождение, поиски места бивака — как Разведку Места Для Вигвама…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии