Выбираем активный отдых

Пред След

Пляжный рокфишинг

Пляжный рокфишинг

   Пляжный рокфишинг    Ура, едем в отпуск на море! Новость, мгновенно настраивает...

Подробнее »

Экстремальные виды

Экстремальные виды

   Экстремальные виды    В предыдущей статье мы определили, что экстремальные виды имеет целевую функцию проверить...

Подробнее »

Туристическое снаряжение

Пред След

Снаряжение для дайвинга

Снаряжение для дайвинга

Снаряжение для дайвинга    Всё в жизни с чего-то начинается. Дайвинг -...

Подробнее »

Страховочные веревки

Страховочные веревки

  Страховочные веревки    Стоит приступить к реальным восхождениям, как веревка становится самым...

Подробнее »

Между Европой и Азией

   Трудно найти на Урале человека, который бы не знал, как сложно было доставлять до конца XIX века продукцию уральских заводов в Центральную Россию. Железо копили целый год, чтобы потом за неделю, по большой воде, сплавить всё по Чусовой в Каму. Несовременность этого метода выявила еще Крымская война, но альтернативный вид транспорта - железная дорога - появился на Урале только в конце XIX века.


   Дорога на границе Европы и Азии

Между Европой и Азией   Рельсы для дороги поставлял нижнесалдинский завод. Из обрезков этих рельс на границе Европы и Азии сварили две пирамиды. Каждый вечер специально приставленный к этим столбам человек зажигал установленные вверху фонари с ярко блестящими на стеклах надписями «Европа» и «Азия». Развлечений тогда было мало, поэтому пересечение границы частей света запоминалось надолго.
   Вдобавок, и названия станций были значащие. Одна — Европейская, другая — Азиатская. Ну а разделял их, как и положено, Хребет Уральский. Первоначально эта станция называлась Уральской, но потом ей дали более подходящие название. Вскоре построили еще одну дорогу до Перми, гораздо короче и прямей, взявшую на себя основной грузопоток. Теперь даже у екатеринбуржцев, не говоря о жителях более восточных городов, эти пилоны ассоциируются с глухой тайгой и бурыми медведями.


   Приезжаю я в Европу...

   А ведь на самом деле это не так, и любой житель области за выходные может сам прикоснуться к истории. Для начала нужно приехать в Нижний Тагил. Отсюда два раза в день ходит электричка до станции Чусовская, останавливаясь по пути на всех полустанках. Вот на этой электричке и надо доехать до станции Европейская. Почему не наоборот? Дело в том, что на станции Азиатская сходятся несколько направлений и через неё проходит гораздо больше пригородных поездов. Останавливаются там и поезда дальнего следования. Поэтому именно её лучше сделать конечным пунктом, чтобы быстрей вернуться домой.
 

Карта района Европа-Азия
на границе Европы и Азии
 Станция Европейская, или Европа, как её тут все называют, встречает приезжающих тишиной. Были в свое время тут и клуб и школа. По рекам мыли золото, валили лес. Теперь всё в прошлом. Если еще несколько лет назад тут жили целых сорок пять человек, то сейчас количество обитателей уменьшилось процентов на двадцать. Дешевое молоко купить не удастся, коров ни у кого нет, зато одна из семей держит пасеку.
   Из достопримечательностей поселка можно назвать несколько домов, сохранившихся с царских времен. Например, бывший дом начальника станции - ровесник Уральской Горнозаводской железной дороги. К недавнему юбилею дорога была отремонтирована и водонапорная башня.
   Не спешите думать, что больше ничего интересного на станции нет. У каждого есть свой скелет в шкафу. Здешний находится в семи километрах от поселка.
   Это произошло 15 июля 1991 года. В районе станции вели учебный бой два истребителя. Вдруг один из них исчез за лесом, а потом произошло небольшое сотрясение земли. Его эпицентром была гора Подпора. На месте гибели пилота однополчане установили памятник и, первое время, каждый год туда наведывались. Сейчас заросло и место катастрофы и тропинки, ведущие к нему от станции.
   Обходят это место и охотники за металлом. Почему? Одна из местных жительниц говорит: «Не берите ничего с места катастрофы, там всё радиоактивное. У нас один мужчина натаскал себе в сарай кучу железяк с самолета и вот недавно умер, а ведь молодой еще был. И еще одна женщина заболела, она эти части в руки брала».
   И хотя пробы СЭС на радиоактивность эту версию не подтверждают, им здесь никто не верит
   Но вернемся к основной цели нашего путешествия. Единственный путь к заветным пилонам идет по железной дороге — никаких других здесь не водится. Дорога однопутка, насыпи, зачастую, достигают высоты десяти-пятнадцати метров, так что, заслышав идущий поезд, приходится высматривать площадку, где его можно переждать. К счастью для туристов, поезда здесь ходят редко и, из-за сложного рельефа, состоят из небольшого количества вагонов. Из-за него же их можно услышать только в последний момент - горы глушат все звуки.
   На седьмом километре, неподалёку от поста 276 километра, находится долгожданная граница. Высота перевала 384 метра. Пилоны, которыми он обозначен, представляют собой решетчатые конструкции в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой шесть метров. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. В каждую половинку камеры устанавливали по керосиновому фонарю.
   Рекомендуется не останавливаться на пилонах, а пройти по направлению к станции Хребет Уральский еще несколько километров. Тогда, если эта станция будет у вас конечной, вы спокойно сядете на утреннюю электричку, проходящую здесь в 9.30 по московскому времени.


   Захребетники

   Если Европа еще остаётся станцией, то Хребет Уральский переведен в полустанки. На домике начальника станции висит большой замок, такой же на бывшем магазине. Зато нет замка на дверях водонапорной башни, как и самих дверей - их выломали охотники за металлом. Вырезать и увезти содержимое им не дал один из немногих оставшихся местных жителей. Ступеньки в башне сохранились, так что сейчас она представляет не менее, а может и более интересный объект для посещения, чем пилоны. Там же можно спрятаться от дождя, поскольку никаких навесов на платформе нет.
   На полустанке к юбилею дороги установлен «липовый» знак Европа-Азия, облицованный мраморной плиткой. Делали его не для местных жителей, которых туч почти и нет и не для туристов, которые над такими уродцами смеются, а для высокого начальства. Такого например, как Владимир Вольфович, вскоре после установки монумента посетившего полустанок. В честь этого визита на здании станции появились огромные буквы «ЛДПР», нанесённые кем-то из почитателей.

На станции Европа
Между Европой и Азией
   В 4 километрах к юго-западу от полустанка начало реки Тура, общая длина которой 1030 км. Образуется она от слияния нескольких мелких горных ручьев.


   Азиатка

   Жителям станции Азиатская или, по местному, Азиатки, повезло. Благодаря тому, что на ней сходятся четыре направления, она даёт работу нескольким десяткам человек. Да и леспромхоз, долгое время дышащий на ладан, перестал на него дышать и стал возрождаться. Поэтому и население Азиатки составляет свыше двух тысяч человек. Молодежь, правда, уезжает и не возвращается - для них тут работы нет.
   Чем еще отличается Азия от Европы. Говорят, что побывавшая здесь датская журналистка, спросила об этом «европейца». Тот почесал в затылке и ответил:
— Разница, конечно, есть. В Азиатском всегда лучше нашего самогон варили!
А присутствующие при разговоре женщины добавили:
— Еще у них малина лучше, а у нас, в Европейском, — черника. Вот и ездим друг к другу по ягоды.
   В Европе, признав поражение, самогон больше не варят, зато за ягодами сюда приезжают даже из Нижнего Тагила, не говоря уже о близлежащих городах.
   Водонапорная башня станции единственная, которую миновал ремонт, коснувшийся всех её сестер от Гороблагодатской до Чусовских станций. И если те сейчас оббиты вагонкой, то эта радуют глаз просечным узором. Первоначально подобные узоры украшали жилище язычников-манси и несли ту же информацию, что и для верующих иконы. Со временем их позаимствовали и русские, но при этом была потеряна архаичность и понимание образов.

Интересно о главном

Пред След

Каньонинг

Каньонинг

Каньонинг    Каньонинг - вид экстремального активного отдыха, предполагающий подъемы и спуски по дну каньонов. В зависимости от сложности маршрута каньонинг...

Подробнее »

Снаряжение для спелеотуризма

Снаряжение для спелеотуризма

Снаряжение для спелеотуризма    Снаряжение, используемое при исследовании пещер, подразделяется на обычное туристское и специальное спелеологическое. И то, и другое снаряжение...

Подробнее »

Похожие статьи

Пред След

Озера Чукотки

Озера Чукотки

Озера Чукотки    В Анюйско-Чукотском нагорье и по его периферии разбросано множество озер. Все они делятся на ледниковые, старичные, лагунные, тектонические, термокарстовые. ...

Подробнее »

Типы рюкзаков

Типы рюкзаков

Типы рюкзаков    Для похода выходного дня сгодится практически любой рюкзак. Можно обойтись и без него — приобрести походный пояс с...

Подробнее »
Яндекс.Метрика
 

Места активного отдыха

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
Заповедники России
Алтайский заповедник
Астраханский заповедник
Баргузинский заповедник
«Брянский лес» заповедник
Дальневосточный морской заповедник
Ильменский заповедник
Кабардино-Балкарский заповедник
Кандалакшский заповедник
Катунский заповедник
«Кедровая Падь» заповедник
Командорский заповедник
Кроноцкий заповедник
Курильский заповедник
Лазовский заповедник
Ленские столбы национальный парк
Ненецкий заповедник
Приокско-Террасный заповедник
Саяно-Шушенский и «Кузнецкий Алатау»
Таганай национальный парк
Тебердинский заповедник
Ханкайский заповедник
Центрально-лесной заповедник
Астраханская область
Кировская область
Дендрологический парк и озеро Шайтан
Краснодарский край
Водопады Геленджика
Красноярский край
Ленинградская область
Ладожское озеро
Магаданская область
История освоения Колымы
Природные ресурсы
Растительный мир
Климат Магаданской области
Туризм в Магаданской области
Морской тур
Сплавы по рекам
Озерные туры
Маршруты к бывшим лагерям ГУЛАГа
Тур – охота на медведя
Тур – охота на снежного барана
Экстремальные туры
Ольский район
Тенькинский район
Хасынский район
Ягоднинский район
Среднеканский район
Омсукчанский район
Северо-Эвенский район
Сусуманский район
Охота в Магаданской области
Млекопитающие
Птицы
Животный мир прибрежной полосы
Животный мир материковой части
Рыбалка в Магаданской области
Рыба Магаданской области
Московская область
Битцевский лес
Флора и фауна леса
Природный заказник «Воробьевы горы»
Природа Воробьевых гор
Природный заказник «Дегунинский»
Долина реки Сетунь
Долина реки Сходни в Куркино
Природа долины р. Сходни
Природные территории Зеленограда
Природные и памятные места
Гидрологическая сеть
Парки Зеленограда
Природно-исторический парк «Измайлово»
Природа в парке
Природно-исторический парк Косинский
Природа парка Косинский
Исторический парк Кузьминки-Люблино
Кузьминский лесопарк
Национальный парк Лосиный остров
Достопримечательности
Природа на Лосином острове
Экологические маршруты
Природно-исторический парк Москворецкий
Достопримечательности парка
Природно-исторический парк «Останкино»
Достопримечательности парка
Парк Покровское-Стрешнево
Природа в парке
Памятник природы Серебряный бор
Фауна Серебряного бора
Ландшафтный заказник Теплый Стан
Природно-исторический парк «Тушинский»
Природа парка «Тушинский»
Природно-исторический парк «Царицыно»
Природа парка "Царицыно"
Новосибирская область
Приморский край
Туризм в Приморье
Флора и фауна Приморья
Река Бикин
Свердловская область
Водный поход по истокам Исети
По Черной речке к озеру Исеть
В окрестностях озера Малый Шарташ
Спасо-Преображенский собор
Коптеловский музей истории земледелия
Между Европой и Азией
В окрестностях закрытого города
ЗАТО - места интересные (веломаршрут)
ЗАТО - продолжение веломаршрута
В краю мраморных плит
Большой бренд маленького города
Природный парк Бажовские места
Природный парк Оленьи ручьи
На Миткиных озерах
Смех и ужас 'Оленьих ручьев'
Тульская область
Хабаровский край
Туристический потенциал
Маршруты по нагорью
Маршруты подходов к массиву
Долины рек нагорья
Долина реки Анчи
Долина реки Юдомы
Долина реки Кютеп
Долина реки Акачан
Тарбаганнахский массив
Долина реки Сетаньи-Аллах-Юньской
Долина реки Тузлук
Долина реки Тунгусской
Долина реки Сетаньи-Анчанской
Узел горы Шпиль-Тарбаганнах
Перевал Птичий
Перевал Безымянный и Лена
Перевал Высоцкого и СТВ-100
Перевал Географического Общества
Перевал Радужный
Перевал Белорусский
Перевал Кларнет
Гора Шпиль-Тарбаганнах
Перевал 1500 и Сунча
Перевал Запасной и 40 лет Победы
Перевал Сетчан и Разведочный
Узел горы Делинди
Гора Делиндя
Перевал Комсомольской Правды и Болотистый
Перевал Струнка и Медвежий
Уэмляхские Гольцы
Долины рек Анкачан, Талалаха и Хаканди
Бассейн реки Уэмлях
Перевал Контактовый и Левая Хакандя
Перевал 70 лет Октября
Район Уэмляхских Гольцов
Перевал Плато и Скалистый
Перевал Емельянова, Кютеп и Лига
Перевал Таежный, Нудный и Короткий
Бассейн Эльганди-Кютепской
Перевал Правая Хакандя и Талалах
Перевал Многоозерный, Неожиданный и Бубен
Перевал Озерный, Связка и Эльгандя
Карский массив
Перевал Узкий, Узловой и Цирк
Перевал Широтный, Чалбын и Манчары
Перевал Пана
Перевал Переходный, Барьер и Ступенчатый
Бассейн Туликана и Анчакана
Перевал Ступенька, Туучак и Туманный
Перевал Бараний, Туликан и Охотский
Верховья Мунду и Эльганди
Перевал Гранитный, Курдат и Мунду
Перевал Минчан и Кюдагандя
Перевал Безымянный
Верховья реки Акачан
Водораздел рек Хэюлэ и Бурганди
Перевал Подъемный, Хэюлэ и Высокий
Массив горы Атыкан
Перевал Тарыннах и Брус-Даван
Долина Пан-Анынгахчан
Междуречье Аллах-Юня и Халыи
Массив горы Халгань
Перевал Толормен, Нагандя и Прямой
Массив горы Тобандя
Правобережье Юдомы
Водораздел Юдомы и Аллах-Юня
Водораздел Юдомы и Анчи
Перевал Хак, Дегелькич и Прямолинейный
Междуречье Юдомы и Тельги
Гора Амбарчан
Перевал Ханьба, Унакчан и Талэихан
Перевал Южный, Ханаканьжи и Бурный
Особенности путешествий по нагорью
Лыжные походы в Юдомо-Майском нагорье
Водные маршруты по нагорью
Республика Алтай
Рыбалка на Алтае
Республика Армения
Республика Башкортостан
Республика Беларусь
Край голубых озер
Образование озер Белоруссии
Состав озерных вод
Макрофиты и микрофиты
Озеро Долгое
Озера Медзозол и Межужол
Сорочанские озера
Озеро Нарочь
Озера Полесья
Озеро Белое и Червоное
Озера и Человек
Озера и народное хозяйство
Рыбное богатство озер
Республика Казахстан
Озеро Иссык - Куль
Республика Карелия
Кыргызская Республика
Республика Саха
Туристские маршруты
Долины рек цепей Сетте-Дабана
Долины рек Ханды (Белой) и Сугжи
Долины рек Тыры и Восточной Хандыги
Староприисковый район
Озеро Джампа-Кюель
Сетте-Дабанские останцы
Верховья Восточной Хандыги
Водопады Усун-Курунга
Междуречье Халыи и Долгучана
Верховья реки Малтан
Ущелье реки Халыи
Массив горы Хокчан
Перевал Альпийский, Каровый и Смежный
Сплавные реки
Река Тыры
Река Халыя
Река Ханда (Белая)
Река Аллах-Юнь
Реки Ырчах и Тузлук
Река Анча
Река Юдома
Река Акачан
Река Мая
Республика Северная Осетия
Памятники природы Северной Осетии
Маршруты правого берега реки Терек
Камбилеевское ущелье
В сталактитовую пещеру
Маршрут на гору Столовую
Маршруты левого берега реки Терек
Гора Фетхуз (1745 м)
Чукотский автономный округ
Географическое положение
Геологическое строение
Рельеф Чукотского нагорья
Климат на Чукотке
Область морского климата
Область континентального климата
Область умеренного морского климата
Оледенение Чукотки
Ледники Чукотки
Водные источники
Озера Чукотки
Минеральные источники
Растительность Чукотки
Арктический геоботанический округ
Животный мир Чукотки
Рыбы
Птицы