Описание веломаршрута из села Мраморское Свердловской области

Описываемый здесь маршрут, является велосипедным. Однако в пределах села его вполне можно сделать пешеходным.

Пару лет назад пресса всей страны писала о пенсионере из села Мраморское, который, выписавшись из больницы после инсульта, переосмыслил отношение к смерти и решил приготовиться к собственным похоронам. Мужчина изготовил себе гроб, украсил его резьбой и выделил место для… женских журналов, чтобы и после смерти его окружали красивые дамы. Периодически он укладывается в гроб, чтобы удостовериться в удобстве ящика.

А ведь вы, наши уважаемые читатели, ничуть не хуже этого пенсионера. Нет, в гробу я вас не видел. Но почему бы не посмотреть, где добывают мрамор, из которого сделают плиту на вашу будущую могилу.

Мы едем, едем, едем…

В краю мраморных плит   Для экономии времени, да и сил, можно воспользоваться поездом Свердловск — Верхний Уфалей. Он идет (точнее тащится) через весь город, и значительная часть горожан подсаживается по пути, на промежуточных станциях. В каждом вагоне — проводница, так что на безбилетный проезд не рассчитывайте. Вдобавок, вагонов меньше, чем желающих, поэтому, чем ближе лежит станция вашей посадки к железнодорожному вокзалу, тем лучше.

Мраморское — село старинное, основанное еще в 1738 году. Названо оно было по горе Мраморной, неподалеку от которой расположилось. Вначале жители его вели кустарную ломку породы на вывоз, а в 1765 году генерал — майор Я. Данненберг начал строительство Горнощитской мраморной фабрики. Местный мрамор не из лучших и уступает тагильскому, уфалейскому и многим другим, но. тем не менее, находит широкое применение.

Мраморные поленницы

Село стоит на границе Европы и Азии, поэтому обзавелось часовыми этого рубежа. Сделал их один местный житель за свой счет — нравятся ему эти места, и он хочет сделать их ещё краше. Первый часовой — железный, установлен в конце перрона, напротив, пардон, туалета, второй — мраморный, в ста метрах на переезде. И хотя мрамор минерал не магнитный, но машины к нему так и липнут. Периодически они слетают с тракта, разбирая стелу на составные части.

В краю мраморных плит

Поблизости от переезда, рядом с дорогой, находится и золотой прииск. На местном карьере вымывают глину, из которой потом добывают золото. В 2005 году плотину этого искусственного водохранилища прорвало. Высота волны достигала полутора метров. К счастью, жилых домов ниже по течению не было, но с огородов смыло всю почву.

Проехав по тракту с километр в сторону Косого Брода, можно увидеть памятник лошади. История его такова. Один из золотарей перевозил намытое артелью золото из села Полдневая в Мраморское. По пути его пытались перехватить грабители. Гонка продолжалась километров семнадцать. Мужику удалось уйти, но конь не выдержал и упал бездыханным. Хозяин, в благодарность, поставил памятник своему спасителю. Он представляет собой мраморный куб, размером с половину холодильника.

Ну а теперь по тракту до конца поселка. Здесь вас ждет не просто водка и селедка в одном флаконе, а целый триптих с добавлением корочки хлеба. За одной оградкой соседствуют и плита с перечнем «Павших за…», и довольно симпатичный бюст Ленина , сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году (может, поэтому и симпатичный, что они верили в идеалы, которые мы отбросили), и солнечные часы из мраморных кубов

Классические солнечные часы — это шест, стоящий в центре круга и отбрасывающий тень. Здесь же роль шеста играет металлическая пластинка, укрепленная на торце верхнего куба. Больше всего впечатляет сама дата — 1773. Старина притягивает.

Проходя через небольшие поселки, видишь у каждого дома огромные поленницы дров. Но только здесь вы можете увидеть две одинаковые по объему поленницы — одна из дров, другая из мрамора. Пусть такое чудо не у каждого дома, но есть. Насмотревшись на произведения местных камнерезов, по улице Пушкина, идущей от памятников вверх, к лесу, выезжайте на дорогу, ведущую к карьерам. Их отвалы вы могли видеть еще из окна поезда.

Крутя педали, не пропустите еще один памятник, как будто явившийся сюда из Лукоморья и расположенный рядом с родником. Еще недавно его нельзя было увидеть из-за бурьяна, росшего кругом. Сейчас, как рассказывают местные жители, бурьян стали выкашивать. Даже по мрамору видно, что памятник старый, годов тридцатых-сороковых.

Опрокинутая пирамида

До Черновского карьера ехать несколько километров. Дорога щебеночная, широкая и унылая. Основное отличие мраморных карьеров от гранитных то, что здесь не взрывают, а пилят. Тем из вас, кто еще не совсем забыл пятый класс и «Историю Древнего мира», карьер напомнит опрокинутую ступенчатую пирамиду или зиккурат.

Будет лучше, если вы посетите карьер в солнечную погоду. Мрамор в нем разных оттенков — от светло-голубоватых до темно-серых, поэтому освещенный солнцем карьер представляет собой незабываемое зрелище. Впрочем, и в пасмурный день вы получите удовольствие.

Солнечные часы

Теперь пешеходники идут назад. Впрочем, если до поезда время есть, а поход состоялся в конце августа — начале сентября, вы можете пособирать грибы и ягоды — этого добра здесь навалом, недаром при коммунизме сюда ходили и зимой и летом поезда «Здоровье».

Велотуристы же берут азимут и через десять минут ходьбы через редкий лес попадают на просеку ЛЭП с накатанной полевой дорогой. Через несколько километров она выходит на грейдерную дорогу, ведущую от Вузовских садов к поселку Курганово. Вскоре после сада «Аграрник», расположенного с левой стороны, справа идет спуск к речке. Это единственное место на всем маршруте, где можно развести костер и приготовить горячий обед.

Самая восточная граница

На въезде в Курганово стела, отделанная темно-коричневым мрамором. Широкий постамент, просторная смотровая площадка, обалденный (другого слова не подберешь) вид на водохранилище и поля и… мусор. Бутылки из-под шампанского, букеты, разноцветные ленточки. Чувствуется, что посещение новобрачными границы стало уже традицией.

Крути педали

Ну а теперь крутите педали — электрички здесь не ходят. Впрочем, для велосипедиста 30 километров, которые отделяют Курганово от Екатеринбурга, — расстояние смешное. Все земли, лежащие вдоль Полевского тракта, предназначены под коттеджное строительство. Коттеджи уже возводятся, а дорога как была двухполосной, так и осталась. Уже сейчас там возникают ситуации, напоминающие проспект Ленина в час пик. И владельцы «Мерседесов» с завистью глядят на велосипедистов, со свистом проносящихся мимо по обочине дороги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии