Водные маршруты по нагорью

Водные маршруты по нагорью немногочисленны, но сплавные реки притягивают своей красотой, историей. Значительные реки Юдома, Аллах-Юнь доступны в течение всего лета, другие мелеют, и плавание по ним возможно при подъеме воды. Все реки отличаются небольшими уклонами и невысокой скоростью течения. Их препятствиями являются шиверы в верховьях, перекаты, завалы деревьев по берегам.
Водные маршруты по нагорью

Поскольку зона леса доходит до истоков рек, часты коряги и топляки в русле, подмываемые берега с нависающими деревьями. Редкие пороги, образующиеся при пересечении долинами горных гряд, не принадлежат к категории сложных. Тем не менее при сплаве участники должны иметь спасательные жилеты.

Реки нагорья отличаются быстрым и высоким подъемом уровня воды в результате продолжительных дождей, на что указывали еще первые геологи. Это следует учитывать, как при выборе места для бивака, так и при сплаве. В такое время вода срывает деревья и тащит их, угрожая судам. Тогда есть смысл переждать паводок.

Живописные наледи в долинах рек, количество и размеры которых увеличиваются с более ранним сплавом, могут причинить неприятности сплавщикам. Не стоит рисковать, подплывая близко к отвесным стенам ледяных сфинксов — изредка раздающиеся пушечные выстрелы не что иное, как разрушение льда. При прохождении больших наледей не следует входить в ледяные коридоры проток, которые могут закончиться тупиком. Преодоление участков рек с наледями безопаснее во второй половине лета.

Построение маршрутов в Юдомо-Майской области неоднозначно. Кольцевые маршруты, охватывающие Тарбаганнахский, Уэмляхский, Карский массивы, с выходом в поселки Аллах- Юнь, Солнечный или на автодорогу, их связывающую, довольно просто. Однако объединение логичным маршрутом других гранитных массивов, расположенных вдали от населенных пунктов, весьма затруднено: до ближайшего от Аллах-Юня поселка Нежданинское по прямой 160 км, до поселка Теплый Ключ 200 км.

Если маршрут охватывает близкие к населенным пунктам массивы, активная часть может начаться непосредственно из поселка. В этом случае исключается заброска, необходимая для других районов Северо-Востока. Раньше, вылетев из Якутска в Аллах-Юнь, можно было в тот же день быть на маршруте. Исключительно короткое время подъезда к маршрутам Юдомо-Майского нагорья — вот их преимущество.

Наконец, стоит напомнить о высокой эстетической ценности объектов природы нагорья. Даже в тяжелых зимних походах, после трудоемкой пробивки лыжни в глубоком снегу и постоянной холодовой нагрузки, туристы не могли удержаться от восторга, вызванного сдержанной красотой нагорья. «Подъем на гору оказался довольно прост, но весьма утомителен. И вот сейчас мы с восхищением рассматриваем сине-белые волны каменного океана. Внизу, в днищах долин, хорошо видны многочисленные тарыны. Серые языки горной тайги заползают в многочисленные распадки и ущелья, обрываются на одной высоте, образуя изломанную, но четкую черту» (В. Осадчий).

Массивы с альпийским рельефом предстают коралловыми рифами над морем тайги. Светлые чистые ручьи ведут вас удивительным лабиринтом ущелий с разноцветными утесами берегов, хрустальными каскадами водопадов, моренными изумрудными озерами, сверкающими на солнце наледями. Наконец, реликтовый амфитеатр, созданный жившим здесь глетчером, перед вами. Из-за огромного превышения гор над долиной они ошеломляют своей высотой, неприступными стенами, зубчатыми гребнями, и весь этот край воспринимается как сказочный мир.

Наши походы будут более интересными и ценными, если, кроме спортивных или оздоровительно-познавательных целей, вы, получив задания краеведов, геологов, естествоиспытателей, сумеете разгадать тайны нагорья. Якутские туристы, например, поставили перед собой задачу пройти по предполагаемым местам падения самолетов на трассе Аляска — Сибирь.

За несколько лет ими были пройдены маршруты в различных районах Юдомо-Майского нагорья. И поиски увенчались успехом. «В 90-х годах в глухой тайге в верховьях небольшого притока реки Белой на востоке Якутии группой энтузиастов-поисковиков из общественного объединения «Отважный» был найден хорошо сохранившийся истребитель С-39 «Аэрокобра». Впоследствии его вывезли в Новосибирск на родину А. И. Покрышкина, который воевал на этой модификации самолетов», — пишет В. Ирбис в статье «Воздушный мост».

По инициативе туристов в Якутске на заброшенном пустыре, где находился штаб авиаперегоночной дивизии, был «возведен мемориальный памятник-комплекс, посвященный АЛСИБу. На четырехметровой стеле распахнулись символические крылья, а у подножия сооружена стилизованная дуга-арка, символизирующая соединение двух материков. Рядом воздвигнуты тумбы-постаменты с отлитыми из металла табличками с именами более 115 летчиков, техников, механиков и других специалистов, отдавших свои жизни ради общей победы».

Пусть не покажется банальным, если мы повторим золотое правило путешественников: способствовать охране окружающей среды. Какие только ландшафты не пройдут мимо вас — тайга, тундра, горные и приречные леса. Природа Севера очень ранима. Не допустите на маршруте пожар, не оставьте после себя худых знаков. На территории природных памятников выполняйте положенные правила.

В Юдомо-Майском нагорье районы Тарбаганнахских и Уэмляхских Гольцов являются ресурсными резерватами. Кроме того, озеро Делиндя объявлено охраняемым природным памятником со статусом «Уникальное озеро Дьелиндэ».

Правила поведения туристских групп в указанных районах должны быть согласованы с отделом Особо охраняемых территорий министерства охраны природы республики Саха (Якутия) по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Дзержинского, 3/1, (факс 42-13-72).

Перед походом зарегистрируйтесь в Якутской республиканской поисковой службе. Ее адрес: 677000, г. Якутск, ул. Лермонтова, 22/1, тел. 45-54-94.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии