Перевал и река Пана на Юдомо-Майском нагорье

Перевал Сквозной (н/к, 950 метров, схема 8.10) соединяет верховья ручьев Первый и Второй Кар. Находится в 6 км к западу от горы 1701 м. Он замыкает водное кольцо вокруг Карского гранитного массива.
Перевальный участок представляет пятиклометровую сквозную долину. Часть ее занимают озера, одно из них (с отметкой 938 м) имеет длину 1 км. Перевальное плато покрыто моренами. С запада к нему сходят обрывы сопки. На всем перевальном участке растет стланик.

Перевал Пана

Перевал Пана (н/к, 1100 метров, схема 8.11) соединяет реки Пану и Дяйкангу, лежит в 17 км западнее горы 2061 м. Он обеспечивает одни из возможных траверсов водораздельной гряды между Кютепом и Дяйкангой, крупными притоками Юдомы.

Река Пана ограничивает Карский массив с юга. Её залесенная долина широкая. Река принимает левые притоки, стекающие от скалистых стен массива. Правые ручьи короткие и не многоводные. Перед впадением Глетчера и Первого Кара лежит километровая наледь (отметка 650 м). Отсюда до перевала 10 км. На этом участке Пана течет в меридиональной долине. Выход к перевалу — севернее горы 1328 м средним ручьем. Подъем в залесенном распадке составляет 250 м.
Перевал Пана   Возможно, лучшим вариантом пути окажется движение по узкой гряде, которая тянется вдоль ручья. За коротким крутым западным склоном перевала спускаются по заросшей кустарником долине притока Дяйканги. В долине реки растет густой лес.

Район южной части Карского массива представляет бассейн реки Паны с ее левыми притоками, стекающими с наиболее высоких вершин. Схема 9 является продолжением схемы 8 Карского массива и приводится с целью описания возможных подходов к вершинам с юга. Наиболее удобно использовать эти пути во время сплава по Юдоме. Тем более, что по долине Папы проходит лесная дорога.

Район занимает самую южную часть Кютепского хребта. Рельеф его низкогорный, вершины поднимаются до 1200 м. Местность, за исключением высоких гряд, полностью залесена и отличается трудной проходимостью.

Река Пана

Река Пана начинается на водоразделе с рекой Дяйкангой, у горы 1328 м. По левому берегу реки от устья идет лесная дорога, накапливающаяся в 5 км ниже впадения ручья Курок. Этот старый лесовозный путь продолжается из долины Кютепа. В нижнем течении Паны разбросаны небольшие озера. Все правые её притоки, стекающие с низкого водораздела с рекой Анасакан, в основном, короткие.

Четыре притока Паны, радиально расположенных, ведут к южному узлу Карского массива. Верхний приток Правый Кар словно продолжает долину Паны, дугой огибая массив. Ручей течет в широком троге. Лес не доходит до истоков 8 км. В долине встречается наледь. По правым его притокам несложно перевалить на реку Дяйкангу. Истоки ручья находятся в цирках вершин 1865 н 1735 м. В его верховьях лежит перевал Сквозной.

Впадающий вместе с Первым Каром ручей Глетчер начинается от горы 2061 м. Верховья его замечательны крутостенным цирком, обрывами древнеледниковой долины, озерами. Он течет в ступенчатом ущелье.

Следующий по течению левый приток Паны напрямую ведет к циркам и высшей точке. Многоводный ручей Приятный в 3 км от устья разветвляется. Здесь лежит наледь. Кустарниковая растительность, в основном, занимает правый борт долины. Левый исток начинается на восточном склоне горы 2061 м. С этой стороны восхождение на нес наиболее просто. В бассейне ручья Приятного известны простые перевалы, ведущие в соседние водотоки.

Интересны верховья ручья Андылах-Тарыннах, впадающего в Юдому, где моренные озера тянутся цепочкой на несколько километров. В горах Карского массива находятся также истоки других притоков Юдомы — Манчарылаха и Улахан-Чалбына. Их долины менее залесены. Граница леса проходит в 10 км от Юдомы.

В долине последней много озер. В основном, это небольшие, окруженные лесом водоемы. Отдельные достигают в длину 1 км. Созданные деятельностью ледников, стекавших с Карского массива, они имеют различные очертания, глубину, а значит, и цвет. Каждое из них по-своему красиво.

В понижениях гряд, разделяющих притоки Паны и Юдомы, расположено несколько перевалов. Все они просты, имеют незначительное превышение над долинами. Их удобно использовать при траверсе южной части Карского массива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии