Снегоход и снегоходные гонки

Автор: | 08.07.2020

  Снегоход, родившийся, как замена собачьей упряжке и нартам для перевозки грузов по снегу, долгое время оставался не более чем чисто утилитарным транспортным средством. Ну разве, что для зимней охоты на волка или лося иногда требовалась его скорость и динамика. Но сегодня, снегоход стал самым настоящим гоночным болидом! И многие думают, что это изначально и был этакий гоночный аппарат.

  Снегоходы подразделяются на спортивные, туристические и специальные, предназначенные для перевозки грузов по заснеженным местам.
Сначала на снегоходы обратили внимание любители длительных походов по заснеженным равнинам. В 1960 году знаменитая снегоходчица Бесси Билберг с мужем и друзьями совершила свой знаменитый пробег через снега Аляски. За 22 дня ими было пройдено 1770 км. Снегоходы известной канадской фирмы Polaris не подвели в самых суровых условиях.

   Снегоходные гонки

   С 1984 года там же, на Аляске проводятся многодневные снегоходные гонки на выживание под названием «Iron Dog» («Железная Собака»). Это на сегодня самая длинная снегоходная гонка в мире. Ее трасса проходит от озера Big Lake до городка Hom.
Разумеется, снегоходная индустрия США и Канады всегда превосходила отечественную промышленность на порядок. Но и мы тоже оказались не лыком шиты! В 1973 году на Рыбинском авиамоторном заводе начался выпуск «Буранов» – самого известного и выпускаемого по сей день отечественного снегохода. И в тот же год заводские испытатели устроили на новых машинах пробег, да не какой-нибудь, а по маршруту Рыбинск-Воркута. Это 3000 км по снежной целине, и какой целине! Надо было испытать технику по-настоящему, ведь «Бураны» предназначались для одинокого патрулирования, для лесников, егерей и охотников. А выход из строя транспорта на Севере может обернуться трагедией буквально за несколько часов. Мобильной и спутниковой связи в те годы не было, несмотря на то, что наши спутники постоянно «бороздили» космос.

Надо сказать, что на авиационных заводах к качеству всегда относились более трезво и ответственно, чем где-либо. Задача была поставлена неспроста. И надо доложить, что и техника и люди выдержали тот экзамен с честью. Серьезная поломка была только одна: прогорел поршень одного из двухтактных «бурановских» моторов. Его заменили и пробег продолжался. При этом «за бортом» были и оттепель, и 40-градусные морозы, а каждый аппарат тащил за собой сани с продовольствием, палатками, топливом, запчастями и прочим добром весом под 300 кило. В общем, было доказано, что снегоход – штука надежная во всех отношениях. Десятилетия последующей эксплуатации «Буранов» подтвердили это.
Увы, настоящие снегоходные гонки придумали не у нас, а опять-таки в Америке, точнее – в Канаде. В феврале 1969 года снегоходы там рванули на дистанцию в 500 американских миль. Эта величина была взята без изысков из автомобильных кольцевых гонок (!) и снегоходы мчались перед зрителями тоже по кольцевой трассе. За 3 часа 42 минуты первая машина прошла дистанцию и пересекла финишную черту. Все поняли, что родился новый вид спорта!
В наши дни более популярными стали гонки на снегоходах по пересеченной местности (кросс). Они зрелищнее и более соответствуют изначальному назначению этого вида транспорта. Начало отечественным соревнованиям было положено в Дубне и Рыбинске, затем присоединились прочее Подмосковье, Уфа, Новый Уренгой и даже зарубежье в лице Эстонии.

С появлением новых моделей отечественных снегоходов «Рысь» и «Тайга» с двумя лыжами спереди и одной гусеницей, ежегодно проводится чемпионат в отечественном классе. С началом XXI века и широким распространением снегоходов мировых брендов стал проводиться и Кубок России в «свободном» классе.
Неслыханная доселе мощь двухтактных 600-кубовых моторов подняла скорость «мотонарт», как когда-то называли снегоходы, до 200 км/ч! Прыжки с трамплинов, столь любимые зрителями, стали обязательными на гоночных трассах. Правда, это потребовало роста всей культуры обслуживания техники. Двухтактные двигатели жидкостного охлаждения с раздельной смазкой не могли питаться автомобильными моторными маслами «от жигулей» или даже с трудом добытым авиационным маслом МС-20. Октановое число требуемого бензина никак не соответствовало тому, что предлагалось на заправках северных трасс. Надо было перестраивать всё: технологию, логистику, психологию, общую культуру, наконец. И это, надо признать, удалось! Хотя некоторые трудности, скажем так… сохранились и до сих пор.

Тем не менее, в сезоне 2013 года проведен уже юбилейный 25-й чемпионат страны. География снежных гонок заметно шагнула с севера на юг. Теперь спортсменов радушно принимают Санкт-Петербург, Нижний Уренгой, Киров, Ижевск, Уфа, Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Салехард, Тюмень, Ярославль и даже совсем «южная» Москва.
Сезон 2015 года станет, надеемся, очень жарким. Одновременно с российскими соревнованиями берет старт и мировая серия гонок на снегоходах. Гонки будущего года пройдут в США, Финляндии, Швеции и России. Последние тридцать лет среди наших спортсменов в этом виде спорта традиционно царствовали представители северных регионов: Нижнего Уренгоя, Тюмени, Сургута, Кемерово. Но с появлением команды спортивно-технического клуба «Атлант» из Ярославля, баланс сил несколько изменился. Гонщик Денис Рязанцев стал уже семикратным чемпионом России. Но соперники-северяне из Нижнего Уренгоя, Ямбурга и Тюмени вовсе не собираются складывать оружие. Не будем забывать и об иностранных «снежных барсах». Борьба обещает быть знатной. Мы ждем большого снега. Ждем побед наших гонщиков!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *