В каких регионах России нет железной дороги и почему?

Мечта многих туристов — проехать всю Россию на поезде. Однако в 6 регионах страны этого сделать не удастся — по крайней мере, пока.

По общей протяженности железных дорог Россия занимает третье место в мире. Неудивительно, что большинство россиян воспринимают железнодорожное сообщение как присутствующее по умолчанию даже там, где ничего другого нет. Однако, как выяснилось, даже в России есть довольно обширные территории, куда пока еще не проникло железнодорожное сообщение.

Республика Алтай (площадь 92 903 кв. км)

Республика Алтай

Горы Алтая — одно из самых популярных туристических направлений в России. Они, а также чистейшие озера и первозданные леса привлекают многочисленное число туристов со всех концов страны. Но добраться до региона можно только самолетом через единственный аэропорт в Горно-Алтайске или на автомобиле. Большую часть территории республики занимают заповедники со сложным горным рельефом и быстрыми реками. Население республики относительно невелико — официально всего 210 тыс. человек. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Бийске в соседнем Алтайском крае (Республика Алтай и Алтайский край — разные регионы).

Тем не менее, еще в начале XX века существовали планы соединить Бийск и Горно-Алтайск железной дорогой. Это всего 120 км железнодорожных путей, что по сибирским меркам совсем немного. Однако Первая мировая война сорвала эти планы, затем началась Гражданская война в России, после которой реализация проекта была отложена на неопределенный срок. Лишь в 1980-х годах было принято решение о строительстве железнодорожной линии, но проект так и не увидел свет — Советский Союз распался. Сегодня создана новая рабочая группа по этому проекту, но строительство так и не началось.

Республика Тува (площадь 170,5 тыс. кв. км)

Республика Тува

Тува — еще одна республика в Южной Сибири с небольшим населением — около 340 тыс. человек, треть из которого проживает в столице Кызыле. В республике есть аэропорт и автомобильные дороги, однако строительство железной дороги было запланировано только в 2010-х годах. Все из-за сложного горно-таежного ландшафта, который делает стоимость строительства чрезвычайно высокой. В настоящее время ведется строительство железнодорожных путей, которые соединят станцию Курагино (юг Красноярского края, ветка Южно-Сибирской магистрали) с Кызылом. Эта линия не только свяжет два региона, но и поможет освоить угольные месторождения Тувы и создать тысячи рабочих мест. Пока реализация проекта отложена до 2026 года.

Ненецкий автономный округ (площадь 176,7 тыс. кв. км)

Ненецкий автоновный округ

Значительная часть этого российского региона находится полностью за Полярным кругом. Половина его населения — 23 тыс. человек — проживает в городе Нарьян-Маре. Остальные проживают в небольших поселках. Конечно, здесь прекрасная природа: автономный округ омывается несколькими морями Северного Ледовитого океана, есть тундра, сопки, большие запасы нефти и газа. Но из-за сложного рельефа Ненецкий автономный округ до недавнего времени был связан с «материком» только воздушным сообщением, а также речным транспортом в короткий местный летний сезон. Даже автомобильные дороги развиты слабо. Это единственный регион европейской части России, где нет железной дороги. Ближайшая станция — Усинск в Республике Коми, находится в 350 км от Нарьян-Мара.

Чукотский автономный округ (площадь 721 481 кв. км)

Чукотский автономный округ

На самом деле, на Чукотку можно попасть только самолетом. На 50 тыс. населения приходится 11 аэродромов. Основной вид междугородного транспорта — вертолеты или небольшие самолеты. Асфальтированные дороги существуют только внутри и вокруг населенных пунктов, попасть из одного поселка в другой можно только по воздуху или по ледовой дороге. Все из-за очень сложного рельефа и низкой рентабельности.

Магаданская область (площадь 461 400 кв. км)

Магаданская область

Магаданская область расположена к югу от Чукотки и также отрезана от «материка». На этой огромной территории проживает всего 135 тыс. человек (из них 90 тыс. — в столице — Магадане), поэтому строить железные дороги здесь крайне невыгодно. Поскольку регион имеет выход к Охотскому морю, все необходимое доставляется по воде.

Тем не менее, в середине XX века железные дороги в регионе все же были. Это были узкоколейные железные дороги для вывоза леса и угля, но все они были разобраны к концу 1950-х годов.

Существует проект строительства современной железной дороги через Магадан: предполагается, что она станет ответвлением Байкало-Амурской магистрали. Но это пока в далеком будущем.

Камчатский край (площадь 464 275 кв. км)

Полуостров Камчатка

Полуостров Камчатка — труднодоступный регион Дальнего Востока, куда можно добраться только самолетом или кораблем. Тем не менее, в 1970-х годах появился грандиозный проект строительства Лено-Камчатской железнодорожной магистрали протяженностью 5 тыс. км. Она должна была соединить станцию Усть-Кут в Иркутской области и столицу Камчатки Петропавловск-Камчатский. Хотя проект был отложен, в 2010-х годах к нему вернулись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии