Некоторые педагоги говорят, что легче два раза сводить школьников в поход, чем отчитаться хотя бы за один. Признаюсь — доля правды в этом есть. Особенно трудно «сдать дела» начинающему руководителю, который на маршруте живет лишь сиюминутными заботами, не думая о тех «бумажках», которые ему придется составлять дома. Если не делались ежедневные записи о всех затратах, не сохранялись все квитанции, счета и билеты, то потом все вспомнить и «выйти сухим» из бухгалтерии будет крайне тяжело. Аналогично и с МКК — без подробных записей в походе, хронометража движения сделать хорошее описание маршрута невозможно.
Педагогический отчет вожатый или учитель делает на заседании педсовета школы, согласовав предварительно с директором те вопросы, которые необходимо осветить. Обычно речь идет о том, насколько правильно была выбрана цель путешествия и достигнута ли она, о воспитательных сторонах похода, поведении в нем школьников — на маршруте, как нигде, раскрываются их характеры. Но крайне примитивно судить о пользе похода только по количеству выполненных заданий и посещений памятных мест, музеев. Если путешествие всем понравилось, прошло без инцидентов и обид, оно, несомненно, пошло на пользу учащимся. Даже если маршрут и не пройден полностью, в этом ничего страшного нет. Если ребята сдружились, появился коллектив, группа поднялась на более высокую организационную и нравственную ступень, задачу педагога можно считать выполненной. Ведь активный отдых с детьми — это лишь ступень к большому туризму. И служит, как уже не раз говорилось, прежде всего для воспитания школьников, а не для установления рекордов.
Собирать же родителей целесообразно лишь тогда, когда взрослым есть что сказать друг другу наедине, без школьников. Или когда не проводится туристским вечер, на котором папы и мамы подробно узнали бы о том, с чем встретились их дети, оказавшись без опеки близких. Порой стоит поговорить лишь с родителями тех ребят, поведение которых внушает опасения.
Форма отчета перед МКК определяется самой комиссией в виде краткого паспорта похода, подробного письменного отчета или устной «защиты». На заседание МКК с собой нужно захватить все походные документы, фотографии и слайды.
Паспорт похода умещается на 2 — 4 страницах. В нем приводятся основные данные о путешествии (время проведения, километраж, способ передвижения, категория или степень сложности, количество полевых ночлегов), схема маршрута, список группы и короткое — по 6 — 5 строк на каждый день описание маршрута. В конце пишутся выводы — каким целям лучше служит такой маршрут, что надо дополнительно предусмотреть.
Письменный отчет значительно больше. Его главное назначение — дать необходимую информацию другим любителям странствий о маршруте (с фотографиями, картами и схемами сложных мест, подробным описанием действий туристов и мер безопасности). Поэтому составление отчета является одной из форм общественно полезной работы. Конечно, никакой пользы не принесет другим отчет, где все описание спуска со сложного перевала уместилось в одной, ставшей ныне легендарной фразе — «Сначала круто, а потом выхолаживается…»
Отчет также подтверждает прохождение маршрута, позволяет судить о правильности действий туристов и выбранной тактике движения. Написание его для школьников является хорошей школой самостоятельной творческой работы, часто для них это первый опыт обобщения знаний из различных школьных дисциплин.
Подробности туристской жизни отражены в дневнике похода. Обычно каждый участник в произвольной форме описывает определенный день путешествия. Затем рассказы ребят выправляются и переписываются в альбом. Туда же вклеиваются фотографии. Такой альбом приятно позже перелистать, вспомнить поход. Полезен он и школе. Кроме прочего, это учит ребят грамотному изложению своих впечатлений, мыслей, эмоции. Вот что, например, написал один наш семиклассник: «Идем по узенькой такой дорожке вдоль ущелья, камешки сыплются из-под ног. Сворачиваем за скалу — радуга! Прямо из-под земли. Идем к ней, она становится как бы туманной и пропадает. Прошли немного, обернулись — она сзади. Это было так прекрасно — войти на радугу!»