В Магаданской области были очень распространены туристские походы с детьми. Еще в начале 50-х гг. группа юных краеведов палаткинской средней школы совершила большой пеший переход в 800 км по кольцевому маршруту Палатка — Ола — Бугурчан — бухта Сиглан — бухта Астрономическая — Бараборка — Палатка. Экскурсия продолжалась 57 дней. Ее цель — сбор экспонатов для школьного краеведческого музея. Учитель географии 1-й магаданской школы А. М. Бухин с группой школьников прошел от Магадана до Сеймчана, описав путешествие в книге “По нашему краю”.
П. 3. Демант с 1958 г. постоянно водил ягоднинских ребят по живописным окрестностям озера Джека Лондона. Он совершал с ними походы на пик Абориген, к горам Уаза-Ина, в бассейне реки Сухахы. И дети ценили своего наставника.
Созданная в Буркандье секция туризма стала настоящей жизненной школой для ребят. Питомцы Ю. И. Горшкова не только любовались в походах красивыми долинами и горами, но и совершали сложные восхождения. Он отдавал им все свободное время, и не зря. Многие из его учеников стали опытными руководителями. Это А. Копылов, Е. Стабровский, Г. Сикерин.
Непревзойденным выдумщиком ребячьих игр был Анатолий Козинец, отдавший много сил и энергии организации военно-спортивных лагерей для подростков. Каждый курсант принимал участие в походах.
Учитель истории 9-й магаданской школы В. В. Мищенко организовал в 1972 г. поход со школьниками на Сахалин по местам военных действий. Позже под его руководством учащиеся пройдут по пути отряда Г. И. Чубарова через всю Камчатку, составят такой же опросный лист, какой вел красный командир полвека назад.
Много времени посвятил детям (и не только по долгу службы) учитель географии берелехской школы Олег Головин. Опытный турист, он передавал знания юным. Многодневные путешествия его школьников всегда отличались поисковой направленностью. Учащиеся повторили нелегкие маршруты первых геологов К. А. Шахварстовой, 3. А. Арабей, А. Л. Лисовского. Из собранных в походах экспонатов родился школьный музей, который стал подспорьем в учебных занятиях. Олег Сергеевич написал книги по краеведению, учебник географии. Он был убежден и всегда доказывал, что туристская работа: конкурсы туристов- краеведов, соревнования по спортивному ориентированию, походы являются частью учебно-воспитательного процесса.
Группа магаданских школьников, руководимая Валерием Глушковым, в 1983 г. за водное путешествие по Омолону заняла первое место на областном чемпионате по туризму. Давно нет с нами кумира ребятишек, организатора водных и велопоходов, но и сейчас зовут на туристские тропы овеянные романтикой строки его заметок «Испить озерной синевы”, “Трамплин в лето” и др.
Педагог оротуканской средней школы Александр Иванкин, атлетического телосложения, обаятельный, тонкий психолог, любимец ребят. Он прекрасно играет на гитаре, пишет хорошие стихи и по-настоящему дружит с детьми. Возвращаясь из труднейших походов, Александр вел ребят на Утинку, в массив Колдун, Бахапчинские горы.
Частыми организаторами соревнований по скалолазанию были Александр Копылов, Борис Левин, Сергей Пустовойт.
В Магадане работает молодежный туристский центр, возглавляемый Сергеем Таюрским. Многие годы в нем ведется работа по обучению школьников туристским навыкам, организуются походы. Работник центра Валерий Рыжёнко — с большим опытом водных походов, Андрей Панфилов Горных. Молодой археолог Сергей Слободин, недавно защитивший диссертацию, ежегодно проводит экспедиции с детьми. Краеведческий поиск, экологическая работа, археологические раскопки расширяют деятельность туристского центра.
Подобную работу вела тенькинская детская экскурсионно-туристская станция во главе с Виктором Кузнецовым. Неоднократный участник сложных походов в области, он водил школьников по долине Детрина на старые рудники. В 1977 г. под его руководством пятнадцать школьников из Усть-Омчуга прошли по маршруту перевал Подумай — ручей Кармен пос. Ветреный пик Абориген. На станции бережно хранились отчеты, фотоальбомы о путешествиях, грамоты и дипломы за победы в соревнованиях тенькинцам не было равных в технике туризма на областных слетах.
На факультете общественных профессий Магаданского педагогического института студенты с 1976 г. проходили курс “Школьный туризм”. Вели его в разные годы П. Пищулина Р. Седов, Л. Якшина. В дальних походах закреплялись знания. Магаданские студенты были участниками похода по пути разведочного отряда Первой Колымской экспедиции, путешествий по местам образования первых комсомольских ячеек в Северо-Эвенском и Провиденском районах.
Выпускница пединститута чемпионка СССР по туризму Галина Эйгина самая маленькая, самая молчаливая, самая стойкая из своих подруг по походам. Она участвовала в маршрутах V — VI категории сложности по ледникам Сунтар-Хаяты, в туманных горах Корякского и Чукотского нагорий. Галина пишет стихи, а как поет с Иванкиным на два голоса! Сейчас она организует экскурсии и походы с учащимися новочаплинской школы.
Учитель нешканской школы Владимир Зиборов в походах с учащимися собирал экспонаты для созданного им школьного краеведческого музея.
Человеку свойственно передавать молодым свой жизненный опыт, и как прекрасно, что не прерывается связь поколений. Еще в 1963 г. учителя новочаплинской школы Н. Ф. Ермаков и Г. А. Наказик провели первый на Чукотке туристско-геологический поход со школьниками. Ребята плыли на вельботе, высаживались на острова Иттыгран, Аракамчечен, путешествовали по тундрам в долине Марыча, купались в горячих Синявинских ключах. Двенадцать школьников, среди которых были десятиклассники Миша Сверлов, Галя Петракова, Слава Мельников, обнаружили слюду у ключей, фарфоровую глину в долине реки Марыч, известняки на острове Иттыгран.
В следующем году провиденские школьники 7 — 9-х классов совершили 27-дневный поход во главе с учителями Н. Ф. Ермаковым и М. Ф. Рамусем. В районе лагуны Кивак они продолжили краеведческий поиск уреликовской школы, начатый в 1955 г. этнографом Дорианом Сергеевым. Поход был обильным на впечатления и находки.