Содержание
Лозунг «Быстрее, выше, сильнее!» не чужд и любителям авиамоделей. Авиамодельный спорт — это отдельный мир со своими достижениями, рекордами, кумирами и многими другими вещами, присущими «большому спорту». Соревнования проводятся по многим дисциплинами среди различных классов моделей (как внутри классов, так и между ними).
Классификация моделей
По типу модели
Основная «спортивная» классификация моделей — по типу модели:
- F1 — свободнолетающие модели;
- F2 — кордовые модели;
- F3 — радиоуправляемые модели;
- F4 — модели-копии;
- F5 — модели с электродвигателем.
Каждый класс включает в себя различные подклассы, уточняющие параметры модели. Модели, попадающие сразу в несколько классов, могут выступать на различных соревнованиях в разных классах, но это редкость, обычно. Например, модель-копия, скорее всего, будет иметь характеристики, не позволяющие ей выполнять сложный пилотаж лучше, чем модель, специально для этого спроектированная и наоборот. Но это для соревнований.
По назначению модели
Для любителей куда целесообразнее и понятнее деление на типы по «назначению модели»:
- тренировочные (для первоначального обучение);
- пилотажные (для сложного и высшего пилотажа);
- фан-флаеры (в основном для 3D-пилотажа);
- копии и полукопии (летающие копии и полукопии реальных самолетов).
Понятно, что такое многообразие моделей будет иметь разные размеры. Для удобного распределения по размерам используется следующая классификация: тут есть несколько «шкал»: одна, за свою основу, берет объем двухтактного калильного двигателя внутреннего сгорания в сотых долях кубического дюйма (помечаются буквами cc), другая, применяется для электрических моделей — примерный примерно соответствующий данной электрической размер модели с ДВС (помечаются буквой e). Да, немного сложно, но это позволяет добиться однообразия в делении по размерам различных моделей.
Изначально большинство авиамоделей оснащалось поршневым двигателем внутреннего сгорания. С развитием техники появилась возможность использовать и электрические двигатели, и реактивные. Приверженцы поршневой и электрической тяги приводят различные доводы в пользу того или иного типа двигателя. И те и другие не лишены как преимуществ, так и недостатков. Реактивные двигатели представляют собой довольно сложное техническое устройство, эксплуатация которого связана с некоторыми дополнительными сложностями и издержками. К несомненным преимуществам современных бесколлекторных двигателей можно отнести то, что они бывают чрезвычайно малых размеров, что позволяет установить их на весьма миниатюрные модели, чего затруднительно добиться с ДВС, где двигатель с удовлетворительными характеристиками, из-за своего размера, возможно, будет устанавливать на модель с весом от 600-700 грамм. А это уже, скорее всего, получится самолет с размахом крыла более метра. Однако для среднеразмерных моделей, весом от двух килограмм выбор ДВС или электромотор, чаще всего, заключается только в приверженности моделиста типу двигателя. Для совсем уж больших моделей, чаще всего, применяется ДВС, поскольку электрическая силовая установка не всегда может обеспечить необходимые характеристики. Большинство электрических двигателей питаются от литий-полимерного силового аккумулятора. Данные аккумуляторы весьма капризны, однако наиболее хорошо подходят по совокупности параметров для использования в моделях. Основные виды поршневых двигателей, в качестве топлива, используют бензин, либо смесь метанола с касторовым маслом.
С чего начинается путь в авиамодельный спорт?
Не исключено, что где-то рядом с вами, буквально вон за тем леском, на лугу собираются авиамоделисты. В большинстве своем они весьма отзывчивы и всегда смогут помочь как в приобретении, построении модели, так и в первых полетах. В Интернете есть большое количество ресурсов, посвященных этому виду активного отдыха, где есть форумы, статьи, советы, благодаря которым можно легко получить нужную информацию об авиамоделизме в целом, о местах встреч и полетов в вашем районе.
Не следует бежать в магазин и приобретать самую большую и красивую модель — это успеется. Для получения первых навыков управления самолетом, следует обзавестись простенькой, легкоуправляемой моделью. Так же полезным будет воспользоваться одним из множества симуляторов радиоуправляемых авиамоделей на ПК — здесь все повреждения восстанавливаются одним нажатием клавиши. Главное, чтобы бить модель не стало привычкой! Пусть вас не пугает неприглядный внешний вид — самолет от этого хуже летать не станет, а неизбежный ремонт будет проще. Главное — научиться летать, а впереди вас ждут полеты в порывистый ветер, зимой, ночью, полеты по камере, 3D-пилотаж и модель, размером в половину оригинала!