Как-то на Кавказе наша группа очень долго, больше запланированного, поднималась на перевал, потом два дня пережидала непогоду. И выбились из графика, да так, что опаздывали к контрольному сроку. Выход был один: маршрут сократить. Но тогда те места, которые целый год мечтали увидеть, оставались в стороне.
Нельзя сказать: если не прошли весь маршрут, то зря ходили в поход. Ребята хорошо отдохнули, познакомились с интересным районом, увеличили свой походный опыт — разве этого мало? В следующий раз их руководитель непременно предусмотрит резерв времени на непогоду, постарается загодя узнать, как долго предстоящие участки пути проходили другие группы.
Календарный план похода, называемый чаще графиком движения, составляют сразу же после разработки маршрута. В этом графике указывается, какие и какой протяженности участки туристы собираются преодолевать каждый день. И каким способом — на поезде, автобусе, пешком…
Длина дневного перехода зависит от тренированности туристов, их возраста и веса рюкзаков, встретившихся препятствий (одно дело идти по дороге, и совсем другое — через глухой лес по азимуту). Средняя протяженность перехода за день рекомендуется для учащихся 11 — 12 лет — 10 — 12 км, 13 — 14 лет — 12 — 15 км, 15 — 16 лет — 16 — 18 км. Все это, как и уменьшение нагрузок в начале и конце похода, надо учитывать при составлении графика движения, а не просто отмерять по 15 км в день.
В плане отводят время и для общественно полезной работы, учебных занятий, осмотра достопримечательностей, посещения музеев… Через каждые 3 — 4 дня в удобном, красивом месте планируют дневку. Ее используют не только для отдыха, но и для разведка дальнейшего пути, ремонта и сушки снаряжения, перераспределения груза. Предусматривают и один-два резервных дня. В конце графика так и пишут: «28 и 29 июля — резерв времени».
О начале дальнего похода, его окончании и прохождении контрольных пунктов руководитель группы сообщает срочными телеграммами в школу. При необходимости — в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), рассматривавшую заявочные документы, и в контрольно-спасательную службу (КСС), на территории которой проходит трасса движения. Например, так: «Нальчик Турист КСС. Вышли 30 июня маршрут полном составе. Бирюков Сибай 32». (Последние цифры — это номер маршрутной книжки.) Или так: «В связи с болезнью участника второй контрольный срок переносим на два дня позже помощь не требуется. Бирюков Сибай 32».
Замечу, что контрольный срок — это крайний срок, когда должно быть получено подобное сообщение. Он назначается с учетом возможных задержек туристов в пути (то есть резерва времени) и времени на доставку срочной телеграммы (как правило, не более суток). Контрольные сроки утверждаются МКК и записываются в походные документы. Опоздаешь — начнутся поисковые работы; оказавшихся поблизости туристов снимут с их маршрутов и направят на поиски пропавших.