Молодому московскому педагогу В. Я. Дихтяреву «не повезло». Ему достался, как сказал директор, «педагогически запущенный» класс.
Как исправить ошибки своих предшественников, преодолеть разобщенность подростков? Виктор Яковлевич решил использовать туризм. За первым пробным походом последовал второй, третий. За путешествиями по Подмосковью — экспедиции по Кавказу, Памиру… И постепенно исчезли «трудные», превратившись в обычных ребят. Юные непоседы стали «задавать тон» в школе, перенеся туда привычные для походов взаимоотношения — дисциплину, взаимопомощь, ответственность за порученное дело… И, став взрослыми, многие воспитанники В. Я. Дихтярева продолжали путешествовать с ним и его новыми питомцами. Так образовался большой, человек до ста, коллектив «Вэ-Яков» (по инициалам его создателя) — со своими традициями, праздниками, моральными устоями. Существует он уже более двадцати лет. И тем самым нарушает некоторые привычные педагогические рекомендации. Например, о том, что подбирать участников группы нужно одного возраста (здесь же — от 10 лет до 60) — им, мол, иначе будет вместе скучно («Вэ-Якам» же интересно!), старшие станут притеснять младших, а у Дихтярева младшим помогают, опекают их.
Оказывается, не в возрасте то дело!
Главное — чтобы были ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, объединяющие всех, какая-то важная, перспективная цель похода (не путайте ее с целью каждого похода, о чем шла речь раньше) — например, поиски экспонатов для музея, как у сумчан. Ради этого стоит ходить и на тренировки, и в походы.
На маршруте многое требует коллективных действий. Трудно одному прокладывать путь в густых зарослях, навести переправу, доставить в больницу заболевшего товарища. Поэтому в советском туризме не поощряются странствия в одиночку, вдвоем. Но и очень большие группы — в три-четыре десятка школьников — для любых походов плохи. Такой «толпой» трудно управлять, невозможно уследить за каждым. Отряд при движении сильно растягивается, долго проходит опасные участки (шоссе с интенсивным движением, переправа через речку по бревну…), начинает дробиться на отдельные компании; всех трудно усадить в рейсовый автобус. Если хотят пойти в поход многие, разумнее организовать несколько групп, каждая со своим руководителем.
Инструкцией Минобразования РФ определено максимальное число участников путешествия — 25 для походов выходного дня, 12 — 16 (в зависимости от вида туризма) — для категорийных. Однако приглашать надо побольше — при подготовке часть школьников, порой до половины, отсеивается (кого родители не отпустят, кто сам передумает).
Установлен и минимальный возраст, с которого разрешается участвовать в том или ином путешествии.
Правила комплектования группы
Основной принцип нашего туризма — постепенное повышение сложности походов. То есть, не побывав в простом путешествии, нельзя отправляться в более сложное. Понятно, что принято так исключительно в целях безопасности самих любителей странствий.
Кроме того, все участники категорийных путешествий должны уметь плавать (независимо от вида похода) и обладать необходимыми туристскими навыками.
Плохо, когда у ребят оказывается значительная разница в физической подготовке. Тогда слабые будут плестись позади, ругая тех, кто впереди «так бежит», а сильные, наоборот, окажутся недовольны медленным темпом.
Много споров вызывает соотношение мальчиков и девочек в отряде. «Чем дальше идти, тем слабого пола надо брать меньше», — считают некоторые, мотивируя свое мнение тяжестью рюкзака и трудностями пути. Думается, для школьных походов этот вопрос не принципиален, а девочки не только могут, но и должны заниматься туризмом. Это важно не только для них самих. Как, например, научить будущих мужчин уважать женщин, заботиться о них, если в группе только мальчишки?! Важно, не сколько «их», а какие «они». И один «комнатный ребенок», независимо от пола, способен испортить всем настроение своими капризами, требованиями, чтобы всю походную работу делали за него другие.
Да, многое необходимо учитывать руководителю и уметь делать самому (иначе как он будет учить других?!). Он должен обладать необходимым походным опытом и знаниями, пользоваться уважением, иметь организаторские способности, уметь гасить различные конфликты, становиться «и папой и мамой» для своих подопечных, быть смелым — и для того, чтобы, не побоявшись упреков в трусости, прекратить прохождение маршрута в опасных условиях. И слушаться его должны беспрекословно.