Содержание
Бутугычаг
Бутугычаг — самое мрачное место в истории Магаданской области, истории ГУЛАГа.
Это система концентрационных лагерей, среди темных каменистых сопок, где очень мало растительности или она практически отсутствует. Изнурительная работа тысяч и тысяч заключенных сильно изменила местность: там, где раньше были сопки, теперь смотрят в небо остроконечные останцы, возвышаются отвесные стены каньонов, изрытые пещерами штолен, повсюду руины каменных бараков, где все еще ржавеют решетки. Первое впечатление — будто на Крайнем Севере целая армия археологов раскопала город античных времен, но он не радует возвышенной архитектурой, а пугает жутким безмолвием разваленных стен и сторожевых вышек. Поражает грандиозность этих рукотворных каньонов и пещер, выдолбленных кирками зэков в 50-градусные морозы, когда на весь день выдавалось 200 г хлеба, и то, если вырабатывал норму… тех, кто умирал, просто скидывали в глубокие штольни.
На 222-м км основной трассы находятся развалины первого лагеря — Нижнего Бутугычага, далее остатки каменных бараков, мотки колючей проволоки, вышки, решетки… Кое-где на сопках остались метеостанции 40 — 50-х годов, возвышаются отвесные стены каньонов и острые верхушки скальных останцов. В некоторых местах все еще ржавеет обогатительное оборудование. Глазницы штолен заросли травой и кустами.
Наверное, знаменателен тот факт, что Бутугычаг является розой северных ветров. Зимой здесь бушует ветер силой до 70 м/с.
Вполне достаточно 2 — 3-часовой экскурсии, чтобы ощутить прошлой отпечаток мрачной истории. Затем лучше вернуться в наше время.
Магадан — поселок Нелькоба – Рудник “Урчан” — Магадан
История Колымы начиналась в крайне тяжелых условиях. Более 20 000 000 человек погибло здесь. Сейчас же от этих мест мало что осталось. Но и остатки очень наглядно воссоздают картину непосильных условий жизни.
Участники сплава или автотура имеют полную возможность не только услышать об этих местах, но и увидеть их. С ними связана история возникновения нашей единственной дороги жизни — Колымской трассы и самого г. Магадана, в частности.
Первые тракторные и конно-санные транспортные маршруты в центральные районы Колымы и на места разведки и разработки новых и готовых золотоносных приисков начались в 1936 г. По мере изучения и прокладки трассы организовывались места проживания и размещения тюрем и лагерей. Сам Магадан служил накопительной базой для дармовой рабочей силы из числа заключенных ГУЛАГа.
Вдоль трассы до сих пор сохранилась земляная отсыпка для узкоколейной железной дороги, просуществовавшей до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Она проходила вдоль участка заготовки дров и деловой древесины, необходимых для строительства будущего города. Протяженность узкоколейки составляла более 80 км до пос. Палатка. Название поселка произошло от реальной остановки на ночь впервые в палатках. Этот поселок также является связующим звеном между центральной Колымской трассой и трассой Теньки. Необходимость строительства Тенькинской трассы возникла при разведке новых месторождений золота Тенькинского района в 1946 — 1949 гг. Протяженность ее 650 км, и она связала существующую Колымскую трассу в кольцо от поселка Палатка до поселка Холодный. Трасса эта так и называется “Золотое кольцо Колымы”. На ее строительстве были задействованы заключенные Теньлага, основанного 20 сентября 1949 г. и просуществовавшего до 29 июня 1956 г. Первый поселок с дорожной дистанцией был обустроен в районе реки Мадаун.
Поселок Мадаун расположен в тихом лесном массиве. Вокруг живописные виды на белые от ягельника сопки, а на протяжении всей трассы от пос. Палатка до пос. Мадаун растут и плодоносят плантации дикорастущей смородины, жимолости. В заболоченных местах растут морошка, шикша.
При выезде из поселка Мадаун до поселка Нелькоба вдоль всей трассы открываются живописные виды на ручейки и речки, на которых еще сохранились остовы деревянных мостов, построенных заключенными. Местами угадывается старое дорожное полотно. На нем даже можно постоять. А в настоящее время трасса расширилась и распрямилась. Прежде ее вручную отсыпали заключенные, используя кирку, ломики, лопаты и деревянные тачки. Сейчас на этих сопках можно встретить горных баранов, насобирать на ужин грибов.
Затем начинается старая дорога, самый интересный участок маршрута, так как его цель — прикоснуться к истории. Когда-то по этой дороге водили под конвоем заключенных. У одной из сопок находится вход в рудник “Урчан”.
Осмотр этого места начинается с заброшенного участка дизельной электростанции “Урчан”. От него идут линии и столбы электропередачи в сторону жилой зоны. Можно увидеть карцер, обитый внутри железом, решетки и нары, а на стенах его сделанные химическим карандашом или ножом надписи. За периметром зоны заключенных, находятся рубленые дома работников службы охраны, и на наглядном примере можно сделать выводы о том, в каких условиях проживала эта категория людей. Затем тропой узников можно добраться до обогатительной фабрики и самой штольни рудника “Урчан».
Замкнутое пространство среди сопок, искусственные карнизы для охраны, протоптанные заключенными тропинки среди плоских камней создают ощущение невозможности побега из этого ада: каждый заключенный был виден охранникам как на ладони.
До сих пор сохранились оборудование, рельсы узкоколейки и шахтерская вагонетка.