Виды популярного общественного транспорта в Китае

Содержание

Предупреждаем, что поездки по Китаю — дело утомительное (но забавное), если вы не входите в состав туристической группы. Нехватка билетов, трудности общения, бюрократизм и неэффективность — все это вместе взятое сделает всякое передвижение максимально тяжелым для вас.

Путешествие по Китаю на автомобиле

Не мечтайте о путешествии на автомобиле. Только иностранцы, постоянно живущие в Китае, могут взять машину напрокат (цичэ) в нескольких городах. В будущем ситуация, возможно, изменится, но даже если это произойдет, состояние китайских дорог, беспечное вождение китайских водителей и частые несчастные случаи отобьют охоту к этому. Можно нанять машину в Гонконге, но его территория небольшая, а общественный транспорт там дешев и эффективен, то же самое относится к Макао.

По железной дороге

Путешествие по Китаю на поезде (хочэ) интересный и захватывающий способ изучения территории; большая часть страны (кроме Тибета) покрыта густой сетью железных дорог. Путешествие из Пекина в Гонконг является замечательным способом сблизить эти два города. Путешествие по железной дороге поможет вам усовершенствовать ваш китайский.

Постарайтесь купить билеты заранее в билетной кассе вашего отеля — иначе вам придется выстоять длинную очередь на вокзале. Не надейтесь купить билет в день отъезда (это возможно только для поездки на местном поезде), а делайте это за несколько дней (свой обратный билет покупайте в день приезда в пункт назначения). Билет можно купить только в одну сторону, обратных билетов не существует.

Уровень удобства на железной дороге постепенно увеличивается, но вся система перегружена и слишком много желающих.

Существуют вагоны нескольких классов: жесткий сидячий вагон (инцзо); мягкий сидячий (жуаньцзо) на некоторых маршрутах; жесткий спальный вагон (инво) и мягкий спальный (жуанво). Жесткие/мягкие сидячие места хороши для недолгих поездок, но вы будете ехать среди шелухи дынных семечек, окурков и массы глазеющего на вас народа.

Для более долгих, чем пятичасовые, поездок очень важно взять билет в спальный вагон. Жесткий спальный вагон разделен на купе без двери с шестью полками. Вы можете выбрать верхнюю (шан), среднюю (чжун) или нижнюю (ся) полку. Обычно лучше всего выбрать среднюю полку, потому что нижняя в течение дня используется для сидения всех пассажиров купе, а на верхнюю полку высоко лазить, и на ней тесновато.

Мягкие спальные места (стоят столько же, сколько на самолет) находятся в купе с дверями на четыре места с мягкими полками. Если вы путешествуете в спальном вагоне, проводник заберет ваш билет и даст вам взамен жетон, а перед выходом вернет вам билет. В поезде вы сможете доплатить за более удобное место.

На автобусе

Большие автобусы государственных линий (гунгун цичэ), частные автобусы и мини-автобусы ездят по междугородним линиям по всему Китаю. На них легче достать билеты, чем на поезда, билет можно купить только в одну сторону, а не туда и обратно. Автобусы в государственной собственности отправляются по расписанию, и билеты на них стоят дешевле, но они самые неудобные. Частные автобусы имеют больше удобств, порой в салоне есть даже телевизор. Спальные автобусы (часто очень грязные) ездят по ночам по всей стране. Частные мини-автобусы (сяоба) развивают большую скорость, но ездят преимущественно по местным дорогам и часто отправляются только при полном заполнении. Частные миниавтобусы порой сильно переполнены, что неудобно и небезопасно. В отдаленных от центра районах поездка в автобусе может стать опасной (в Тибете, Юньнани, на острове Хайнань, некоторые места в Сычуани и т.д.), и на них следует садиться лишь если нет альтернативы. Уровень вождения ужасающий, и часто происходят аварии. Следите за своими вещами, в особенности в спальных автобусах.

Во всем Китае городские автобусы очень старые; в них нет никакой роскоши, но билеты на них дешевы. В некоторых городах, таких как Шанхай и Далянь гордятся своим более новым и современным автобусным парком. Расплатиться можно при входе с водителем или с кондуктором во время поездки. Большинство поездок в городе стоят один юань или меньше (около 12 центов). В некоторых городах ходят электрические трамваи (например, в Даляне).

За пределами Гонконга и Макао надписи на автобусных остановках только по-китайски, что затрудняет успешные поездки. Городские автобусы (изредка) испытывают нападение сепаратистов-террористов из Синьцзяна или их выводят из строя безработные крестьяне.

По воздуху

Это наиболее разумный способ путешествовать для тех, у кого мало времени, хотя билеты намного дороже. Китайская авиалиния СААС разветвляется на районные авиалинии (например Юньнаньская, Шандунская авиалинии), чьи показатели безопасного движения намного улучшились за последние годы. Обычно авиационные билеты можно быстро купить через CITS, авиакассу в вашем отеле или в городских авиационных агентствах во всех городах, где имеется аэропорт. Раньше иностранцы были вынуждены платить за билеты намного больше, чем китайцы, но эта практика изменилась. Обратные билеты не существуют, и часто могут случаться задержки рейсов. Аэропорты есть во всех столицах провинций, а также во многих больших городах и туристских центрах. Аэропорты находятся на разных расстояниях от центра городов, но во многих курсируют авиационные автобусы, которые перевозят пассажиров от билетных касс в аэропорт; для этого также можно нанять такси. В лучших отелях есть трансфер, что включает автобусы, которые ждут пассажиров в аэропорту. Во всех аэропортах взимают пошлину на строительство в 50 юаней. В качестве необязательного, дополнения продается страховка. На внутренних линиях еда в салоне самолета обычно очень низкого качества.

На метро

Китайская сеть метро (дите) медленно расширяется, но она еще очень невелика. Метро пока еще есть только в Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу и Гонконге. Самое хорошее метро в Гонконге, количество линий метро Пекина, Шанхая и Гуанчжоу увеличивается очень медленно. Поезда ходят по расписанию, они надежны и очень дешевы.

На такси

На такси можно добраться до нужного вам места быстрее всех остальных видов городского транспорта. Стоимость проезда в такси разная, но обычно 10 юаней за первые 4 километра, а далее 1,4 юаня за километр. Цены зависят от города и размера такси, но вы быстро поймете, что ездить по городу на такси очень недорого. Такси можно найти везде; когда они свободны, на них загорается лампочка. Потребуйте, чтобы водитель пользовался счетчиком (дабяо). Запишите номер такси, на случай, если придется жаловаться. Чаевые необязательны, и часто их не принимают. За исключением названий крупных гостиниц, таксист не поймет вашего английского.

На такси можно поехать на экскурсию за пределы города; это дешевле, чем покупать тур. Водитель обычно назначает небольшую плату за проезд и рассчитывает, что вы оплатите его ланч.

По воде

Существует несколько водных маршрутов, которыми вы можете проплыть вдоль побережья Китая (остров Хайнань, Гонконг, Сямынь, Нинбо, Шанхай, Циндао, Яньтай, Далянь). Это интересный способ путешествовать с юга на север, но сервис здесь непредсказуем, поэтому многие туристы предпочитают путешествовать по воздуху и по железной дороге.

В Китае есть также водные маршруты по внутренней территории (по реке Янцзы, реке Лицзян, Великому каналу).

На велосипеде

Поездка на велосипеде (цзысин-чэ) — один из лучших способов путешествовать по любому китайскому городу, кроме Чунцина, где не ездят на велосипедах, потому что он расположен на сильно пересеченной местности. Узнайте, есть ли в вашей гостинице пункт проката велосипедов; взяв велосипед, проверьте его тормоза и как накачаны шины.

Во многих крупных городах и туристских центрах, таких как Пекин, Ханчжоу, Сучжоу, Нанкин и Яншо, прокат велосипедов очень дешев. Если вы планируете на некоторое время задержаться в Китае, купите велосипед и пополните ряды велосипедистов. Вдоль дорог по всему Китаю находятся мастерские по ремонту велосипедов, где можно починить велосипед быстро и надежно. Воровство в Китае нередко, поэтому закрывайте свой велосипед на замок.

На велорикше

Можно совершить неторопливую прогулку по городу на рикше, их услуги на трехколесных велосипедах (саньлуньчэ) сравнительно недороги. Поскольку ими часто управляют пожилые люди, то и дешевле и гораздо быстрее взять такси. Отдаленные районы обслуживаются рикшами на мопедах.

Ограничения на маршруты

Большая часть территории Китая открыта для туристов, но все же некоторые места для них недоступны. Въезд туристов обычно запрещен в пограничные районы и в засекреченные военные зоны. Если вы хотите посетить территорию, куда, как вам кажется, туристы не допускаются, обратитесь в Бюро общественной безопасности (Public Security Bureau — PSB), чтобы выяснить этот вопрос. Иногда вам разрешат посещение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии