Управление плотом

Автор: | 23.06.2020

Управление плотом— это в основном перемещение его поперек реки в ту часть воды, которая течет в нужном направлении. Перемещать плот можно за счет работы обеими гребями в одну сторону, за счет уклона реки и за счет разности скоростей соседних участков воды. Первый способ наиболее прост и универсален. При освоении его вы обратите внимание на то, что греби работают неодинаково. Лоцман должен все время пресекать начинающееся вращение судна, меняя усилие на своей греби и отдавая на носовую соответствующие команды. Надувной плот при работе обеими гребями в одну сторону смещается значительно быстрее деревянного, поскольку он легче. Однако для плота на автомобильных камерах это — единственный способ движения поперек реки. Второй и третий способы годятся лишь для деревянного плота на участках с быстрым течением.
Второй способ основан на том, что в реке в отличие от озера поверхность воды имеет наклон в сторону течения и плот, подобно саням на горке, скользит вниз и идет несколько быстрее окружающей его воды. Сопротивление движению поперек бревен больше сопротивления движения вдоль, поэтому, если нос плота повернуть, например, влево, он будет постепенно соскальзывать клевому берегу. На быстрых (т. е. крутых) участках реки можно по нескольку часов вести плот управляя лишь одной задней гребью.

Третий способ основан на том, что скорость течения неодинакова по ширине реки. Если плот, находящийся правее стремнины и повернутый так, как показано на рисунке 139, разогнать гребями в сторону правого берега, то он, переходя в более медленную воду, будет идти несколько быстрее окружающей его воды, продолжая смещаться к правому берегу уже без помощи гребей. Если его толкнуть гребями к стремнине, он передвинется в более быструю воду, а она, набегая с кормы, будет отжимать его в еще более быструю воду, т. е. плот при неработающих гребях будет приближаться к стремнине. Этот способ выгодно применять там, где соседние участки воды имеют заметно отличающуюся скорость: при заходе в «тень» мыса или большого валуна, при маневрировании на узких участках реки со скалистыми берегами, при входе в узкую струю, при подходе к берегу и отчаливании (при отчаливании от правого берега плот должен быть повернут так, как показано на рисунке 140, от левого — наоборот). Таким образом, второй и третий способы интересны тем, что позволяют смещать плот не усилиями гребцов, а за счет самой реки. Греби используются лишь для придания судну нужного направления. Чем больше и тяжелее плот, тем эффективнее эти способы.

Швартовка плота сложна тем, что его инерция плюс напор текущей воды дакл результирующую силу в несколько десятков и сотен килограммов и остановить плот, задержав его руками, как, лодку, не удается. Для швартовки нужно выбирать места с медленным течением: в «тени» мысков и больших валунов, на внутренней стороне поворотов. Работая задней гребью, корму плота прижимают к берегу. Носовая гребь при этом по команде лоцмана периодически работает от берега, чтобы плот не развернулся, зацепив передним углом. Если плот сам не останавливается, то один из членов экипажа, взяв свернутую швартовую веревку, спрыгивает на берег и останавливает судно, охватив веревкой дерево или большой камень. На быстром течении (особенно если плот деревянный) несколько метров веревки нужно протравить. Успешное выполнение швартовки требует сноровки швартующего и слаженных действий экипажа, поэтому начинайте тренироваться в приставании к берегу в первый же день плавания. Вечером после остановки надежно привяжите плот, чтобы его не унесло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *