Туристский сплав на плотах

Автор: | 15.06.2020

Плот выгодно отличается от других средств сплава по рекам тем, что требует минимума материальных затрат и веса груза, который необходимо нести с собой. Маневренности плота вполне хватает для успешного прохождения препятствий на популярных туристских реках; что касается скорости передвижения, то всегда можно найти реку, которую группа успеет пройти за время отпуска.

Общие сведения о плотах

Общий вид плотов показан на рисунках 128 — 130. Основой деревянного плота служит став из бревен, обеспечивающих необходимую грузоподъемность, а основой надувного — рама из жердей, к которой крепят детали оснастки, а снизу привязывают автомобильные камеры или самодельные надувные мешки, обеспечивающие плавучесть. На надувном плоту можно путешествовать по районам, где нет удовлетворительного материала для деревянного плота. Плот на камерах начинающая группа сможет собрать за 2 — 3 дня, а деревянный — за 4 – 5 дней. Надувной плот значительно легче деревянного: на нем проще отгребаться от препятствий, его легче снимать с камней. Надувной плот удается изготовить с большим запасом плавучести, отчего, будучи прижат течением к камню, он не встает на ребро, как деревянный, а остается на плаву (последнее справедливо лишь для рек, по которым обычно ходят начинающие). При ударах о камни камеры почти никогда не рвутся, а вероятность порвать одновременно более одной камеры даже на сложном участке мала. Эти свойства делают надувной плот проще в управлении и безопаснее деревянного.

Вместе с тем плавание на деревянном плоту оставляет больше впечатлений: он строже и позволяет использовать приемы управления, недоступные надувному плоту. С деревянным плотом вполне справится и начинающая группа. При сплаве на надувном плоту нагрузка на каждого члена группы на подходах к реке увеличивается на 5 — 8 кг по сравнению с деревянным, что существенно при длинной пешей части путешествия, увеличиваются и материальные расходы.
Таким образом, нельзя однозначно решить, какой плот лучше. Все зависит от задач, которые ставит группа, и от ее возможностей.

Управляют плотом двумя большими веслами — гребями; на каждой из них работают 2 — 3, а то и 4 человека, стоя друг против друга. Гребями можно поворачивать плот или перемещать его поперек реки. Греби лежат в пазах специальных козел — подгребиц. На маленьких речках гребей и погребиц можно не делать, а управлять плотом с помощью шестов, упираясь ими в дно. Шесты — очень неэффективный способ управления, и применять их допустимо лишь на речках, где глубина в омутах не превышает 2 м, а скорость течения на быстринах 1,5 м/сек.

Вещи на плоту укладывают на приподнятую над палубой грузовую площадку (багажник) — одну в середине плота или две по краям у подгребиц. В крайние бревна става иногда врубают страховочные столбики, за которые гребцы могут держаться.
Конструкция и компоновка плота определяются его назначением.

Плот для плавания по относительно быстрым рекам (рисунок 128). Прочен, имеет минимальные габариты, обеспечивающие лишь достаточную плавучесть и остойчивость. Прочность подгребиц и гребей позволяет работать одновременно всему экипажу. Вся середина плота свободна, что позволяет гребцам легко маневрировать, убирать на плот греби и т. д. На носу и корме у подгребиц расположены грузовые площадки. Неработающие члены экипажа и основные вещи находятся на корме. При движении по волнам там суше, а комли бревен обеспечивают необходимую грузоподъемность. Движение комлями назад удобно для больших рек, где течение быстрое, встречаются волны, а глубина и ширина проходов достаточны. На мелких участках и на маленьких речках, где плот часто цепляет за дно и камни, удобнее двигаться комлями вперед. Делать багажник в середине плота хуже: рюкзаки затрудняют быстрое перемещение экипажа, греби получаются короче, а короткая гребь менее эффективна. Такая компоновка может быть оправданна лишь на совсем маленьких, узких речушках, где плот с длинными гребями не вписывается в повороты.
Плот для плавания на спокойной реке или озере (рисунок 129). Имеет большие размеры, на нем можно установить палатку, устроить таган; наиболее ходовые вещи могут иметь свое место, а не лежать в рюкзаках. Чтобы выкроить площадь для палатки и камбуза, греби целесообразно сместить к бортам. Плоту не требуется хорошей маневренности, поэтому на каждой греби достаточно работать одному-двум гребцам с одной ее стороны. В озерном варианте плота обе греби нужно расположить в носовой части так, чтобы они двигали плот не поперек, а вдоль, и гребцов обеспечить сидячими местами. Но быстрым рекам на таком плоту плавать нельзя: из за большого веса и габаритов трудно будет уходить от камней, висящих деревьев, завалов, а если плот застрянет на быстром течении, то его уже не снимешь.

Плот для переправы через реку (рисунок 130). Переправу нужно осуществлять на спокойном участке реки достаточной длины, тогда плот будет небольшим (переправиться можно за два рейса, часть людей может перебраться вплавь), простой конструкции. Грузовую площадку лучше делать одну — в середине. Греби двигают плот вдоль его оси. Подгребицы для простоты можно сделать низкими: переправа длится недолго, и гребцы могут поработать стоя на корточках или сидя. Если плот передвигается с помощью шестов, проходы между бортом и грузовой площадкой должны позволять шестовым быстро перемещаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *