Веломаршрут в окрестностях озера Малый Шарташ

Автор: | 15.06.2020

   Летом в жару у жителей Екатеринбурга возникают проблемы с выбором водоёма для купания. Чистые – далеко. На визовском пруду в воде плавает что-то непотребное. Отложим в сторону известный русский вопрос «кто виноват» и оставим «что делать?». А ничего особенного делать не придется. Надо только проехать на велосипеде по нижеописанному маршруту и искупаться во всех водоёмах, которые будут по пути следования.
Этот небольшой по протяженности веломаршрут вполне по силам и пешим туристам.

По Ленинским местам

Первые километры этого маршрута вы накручиваете по Тюменскому тракту. У остановки «Тубсанаторий» вам надо перейти тракт и проехаться по лесной дороге. Вскоре она раздваивается. Правая идет на Сарапульский кордон, а вот левая — ваша. Буквально через десять минут она выведет вас к первому водоёму — карьеру в окрестностях озера Малый Шарташ.
Если исходить из величины отвалов, то вырыли его в поисках золота. А вот когда и кто — об этом история умалчивает. На дне карьера бьют родники, поэтому водичка холодит даже в жаркий день.
Сам же торфяник, окружающий карьер, получил название Ленинский. В годы войны здесь добывали торф для фабрики теплоизоляционных плит имени Ленина. На Змеиной горке стояло несколько бараков для рабочих. Бараков тех давно нет, даже фундаменты найти сложно, но память о них, увековеченная в крапиве, осталась. Это как метка: если в лесу вы вдруг увидели крапивные заросли — значит здесь обитали люди.
Буквально метрах в трехстах от карьера находится озеро. Оно умирающее, берега заболоченны настолько, что за тростником ничего не видать. Но лет пять назад члены малоистокского общества охотников сделали гать из двухметровых катушек от кабеля. Гать — дорога через болото или затопленный участок суши. Дорога делается из брёвен, уложенных поперёк движения. Гатить — строить гать через болото. Благодаря ей можно выйти к самой воде.
Длительное время у нас говорили и писали о Большом Европейско-Азиатском университете, который планировалось построить в районе этого озера. На самом деле будущий научный центр, и неважно, как его будут называть, планируется строить в районе Ново-Свердловской ТЭЦ, поближе к ЕКАД. Просто выражение «район Малого Шарташа» звучит и лучше и экологичнее.

   На Козьем острове

По Ленинским местам (веломаршрут)   Искупались? Тогда на велосипеды и в путь. Лесная дорога выводит к асфальтовой, ведущей на Ново-Свердловскую ТЭЦ. Ещё недавно место их встречи представляло собой огромную несанкционированную свалку строительных материалов. Но в начале 2008 года она была ликвидирована, а въезд со стороны тракта перегорожен швеллером.
Вам надо проехать по дороге в сторону ТЭЦ пару километров. Надо сказать, что это самый экстремальный участок. Дорога узкая — всего по полосе в каждую сторону; не ремонтирующаяся уже лет …надцать и с интенсивным движением. К счастью, это испытание вскоре закончится, поскольку вы свернете на грейдерную дорогу; ведущую к отстойнику ТЭЦ.
У этого отстойника или золоотвала, как вам будет удобнее называть, любопытная история: первоначально ТЭЦ была запланирована на отопление торфом. От него остается много золы, и для ее хранения было найдено неплохое место, окруженное горами. Всего две небольших плотины — и огромная котловина примет миллионы тонн отходов. Находилось оно, правда, рядом с городом, поэтому тот забурлил. Ельцин сам летал в Москву, выбивая постановление о временном переводе ТЭЦ на газ. Так она до сих пор на газе временно и работает, уже свыше четверти века.

   Рукотворная чаша золоотвала постепенно наполнилась водой и там появились утки. На своих лапках они занесли приклеившуюся рыбью икру.
Появилась рыба – прилетели чайки и крачки. Уже в конце 80-х здесь насчитывалось тридцать пять видов водных птиц. Конкуренцию им составляют люди. Вроде бы невелика добыча — уклейки и карасики, а по выходным берега озера буквально усеяны рыболовами.
Козьим островом раньше именовалось возвышение с гранитными скалками среди Шарташского болота. Назвали его так потому, что здесь водились косули. Теперь это северо-западный берег озера.
В самом озере никто, кроме рыбы не купается, но вдоль его восточной границы, с левой стороны дороги, есть несколько небольших карьерчиков, наполняемых за счет родников и дождей, Вот в них вы можете организовать своё второе купание.

На Жулановские болота

   Теперь наш путь лежит к Жулановским разрезам. Автомобилисты заезжают к ним с ЕКАДа, но велотуристы предпочитают вдыхать лесной воздух.
От северо-восточной оконечности озера, там, где распадок между горами перегородила плотина, начинается лесная дорога, на которой вы и велосипеды поменяетесь ролями. Дело в том, что в километре отсюда, в 2008 году работала бригада лесорубов. Ездили они на Камазах и «Беларуськах». Можете себе представить, во что превратилась дорога в этой полуболотистой местности.
К счастью после широкой просеки, дорога опять становится и проезжей и прохожей. И так до самого пруда.
А теперь небольшое отступление. Туристической библией можно назвать книгу Е. Маленникова и Р. Рубель «По окрестностям Свердловска». Есть в ней и описание маршрута на Жулановские пруды. Попутно описывается, что возникли они на месте торфоразработок, после того, как весь торф из ям извлекли. Маршрут этот до сих пор тупо перепечатывается сайтами, позиционирующими себя как туристические.
На самом деле эти пруды, как и Калиновские разрезы, — продукт деятельности артелей по добыче золота. Доказательство этому — горы пустой породы на берегах водоёмчиков.
Что касается торфа, то он добывался в окрестных болотах, но только верховой. Он сложен слаборазложившимися растениями, похож на вату, из-за малой теплотворной способности непригоден для сжигания, а из-за слабой степени разложения и большой кислотности неинтересен сельскому хозяйству. Зато обладает неплохой теплоизоляцией.
Самый большой разрез, имеющий даже свой остров, расположен вблизи железной дороги, ведущей от станции Березит к Ново-Свердловской ТЭЦ, Там можно организовать основное купание, да и поиск топлива для приготовления обеда не составит особых проблем.

На Желтом камне

 по Ленинским местам - веломаршрут  Железнодорожная насыпь, по которой вы продолжите дальнейший путь, достаточно широка для езды на велосипеде. Единственное место, где можно пощекотать нервы — это мост через речушку, несущую свои воды к Александровскому пруду города Березовского, у которого отпало ограждение.
В этом же районе с насыпи вы сможете увидеть остатки Александровского рва, с помощью которого в своё время пытались осушить Шарташ.
На переезде поворачивайте налево и двигайтесь вдоль садов до завода «Верит», который на старых картах обозначен как «База Метростроя». От центральной проходной завода поезжайте, никуда не сворачивая, до улицы Фабричной поселка Изоплит. Еще пять минут – и перед вами четвертый водоём под названием Шарташ.
Об истории озера до 1917-го года написаны сотни книг. И как его пару раз осушали, и как с раскольниками из села Шарташ боролись, и что само слово Шарташ как желтый камень переводится, и… А вот о советском периоде ни строчки. И отдыхающие, уйдя в кусты (кабинок для переодевания здесь практически нет), вдруг натыкаются на руины, словно попавшие сюда из какой-то доброй детской сказки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *