Дорога на границе Европы и Азии в Свердловской области

Трудно найти на Урале человека, который бы не знал, как сложно было доставлять до конца XIX века продукцию уральских заводов в Центральную Россию. Железо копили целый год, чтобы потом за неделю, по большой воде, сплавить всё по Чусовой в Каму. Несовременность этого метода выявила еще Крымская война, но альтернативный вид транспорта — железная дорога — появился на Урале только в конце XIX века.

Дорога на границе Европы и Азии

Между Европой и Азией   Рельсы для дороги поставлял нижнесалдинский завод. Из обрезков этих рельс на границе Европы и Азии сварили две пирамиды. Каждый вечер специально приставленный к этим столбам человек зажигал установленные вверху фонари с ярко блестящими на стеклах надписями «Европа» и «Азия». Развлечений тогда было мало, поэтому пересечение границы частей света запоминалось надолго.

Вдобавок, и названия станций были значащие. Одна — Европейская, другая — Азиатская. Ну а разделял их, как и положено, Хребет Уральский. Первоначально эта станция называлась Уральской, но потом ей дали более подходящие название. Вскоре построили еще одну дорогу до Перми, гораздо короче и прямей, взявшую на себя основной грузопоток. Теперь даже у екатеринбуржцев, не говоря о жителях более восточных городов, эти пилоны ассоциируются с глухой тайгой и бурыми медведями.

Приезжаю я в Европу…

А ведь на самом деле это не так, и любой житель области за выходные может сам прикоснуться к истории. Для начала нужно приехать в Нижний Тагил. Отсюда два раза в день ходит электричка до станции Чусовская, останавливаясь по пути на всех полустанках. Вот на этой электричке и надо доехать до станции Европейская. Почему не наоборот? Дело в том, что на станции Азиатская сходятся несколько направлений и через неё проходит гораздо больше пригородных поездов. Останавливаются там и поезда дальнего следования. Поэтому именно её лучше сделать конечным пунктом, чтобы быстрей вернуться домой.
на границе Европы и Азии

Станция Европейская, или Европа, как её тут все называют, встречает приезжающих тишиной. Были в свое время тут и клуб и школа. По рекам мыли золото, валили лес. Теперь всё в прошлом. Если еще несколько лет назад тут жили целых сорок пять человек, то сейчас количество обитателей уменьшилось процентов на двадцать. Дешевое молоко купить не удастся, коров ни у кого нет, зато одна из семей держит пасеку.

Из достопримечательностей поселка можно назвать несколько домов, сохранившихся с царских времен. Например, бывший дом начальника станции — ровесник Уральской Горнозаводской железной дороги. К недавнему юбилею дорога была отремонтирована и водонапорная башня.

Не спешите думать, что больше ничего интересного на станции нет. У каждого есть свой скелет в шкафу. Здешний находится в семи километрах от поселка.

Это произошло 15 июля 1991 года. В районе станции вели учебный бой два истребителя. Вдруг один из них исчез за лесом, а потом произошло небольшое сотрясение земли. Его эпицентром была гора Подпора. На месте гибели пилота однополчане установили памятник и, первое время, каждый год туда наведывались. Сейчас заросло и место катастрофы и тропинки, ведущие к нему от станции.

Обходят это место и охотники за металлом. Почему? Одна из местных жительниц говорит: «Не берите ничего с места катастрофы, там всё радиоактивное. У нас один мужчина натаскал себе в сарай кучу железяк с самолета и вот недавно умер, а ведь молодой еще был. И еще одна женщина заболела, она эти части в руки брала».
И хотя пробы СЭС на радиоактивность эту версию не подтверждают, им здесь никто не верит

Но вернемся к основной цели нашего путешествия. Единственный путь к заветным пилонам идет по железной дороге — никаких других здесь не водится. Дорога однопутка, насыпи, зачастую, достигают высоты десяти-пятнадцати метров, так что, заслышав идущий поезд, приходится высматривать площадку, где его можно переждать. К счастью для туристов, поезда здесь ходят редко и, из-за сложного рельефа, состоят из небольшого количества вагонов. Из-за него же их можно услышать только в последний момент — горы глушат все звуки.

На седьмом километре, неподалёку от поста 276 километра, находится долгожданная граница. Высота перевала 384 метра. Пилоны, которыми он обозначен, представляют собой решетчатые конструкции в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой шесть метров. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. В каждую половинку камеры устанавливали по керосиновому фонарю.

Рекомендуется не останавливаться на пилонах, а пройти по направлению к станции Хребет Уральский еще несколько километров. Тогда, если эта станция будет у вас конечной, вы спокойно сядете на утреннюю электричку, проходящую здесь в 9.30 по московскому времени.

Захребетники

Если Европа еще остаётся станцией, то Хребет Уральский переведен в полустанки. На домике начальника станции висит большой замок, такой же на бывшем магазине. Зато нет замка на дверях водонапорной башни, как и самих дверей — их выломали охотники за металлом. Вырезать и увезти содержимое им не дал один из немногих оставшихся местных жителей. Ступеньки в башне сохранились, так что сейчас она представляет не менее, а может и более интересный объект для посещения, чем пилоны. Там же можно спрятаться от дождя, поскольку никаких навесов на платформе нет.

На полустанке к юбилею дороги установлен «липовый» знак Европа-Азия, облицованный мраморной плиткой. Делали его не для местных жителей, которых туч почти и нет и не для туристов, которые над такими уродцами смеются, а для высокого начальства. Такого например, как Владимир Вольфович, вскоре после установки монумента посетившего полустанок. В честь этого визита на здании станции появились огромные буквы «ЛДПР», нанесённые кем-то из почитателей.
Между Европой и Азией

В 4 километрах к юго-западу от полустанка начало реки Тура, общая длина которой 1030 км. Образуется она от слияния нескольких мелких горных ручьев.

Азиатка

Жителям станции Азиатская или, по местному, Азиатки, повезло. Благодаря тому, что на ней сходятся четыре направления, она даёт работу нескольким десяткам человек. Да и леспромхоз, долгое время дышащий на ладан, перестал на него дышать и стал возрождаться. Поэтому и население Азиатки составляет свыше двух тысяч человек. Молодежь, правда, уезжает и не возвращается — для них тут работы нет.

Чем еще отличается Азия от Европы. Говорят, что побывавшая здесь датская журналистка, спросила об этом «европейца». Тот почесал в затылке и ответил:

— Разница, конечно, есть. В Азиатском всегда лучше нашего самогон варили!

А присутствующие при разговоре женщины добавили:

— Еще у них малина лучше, а у нас, в Европейском, — черника. Вот и ездим друг к другу по ягоды.

В Европе, признав поражение, самогон больше не варят, зато за ягодами сюда приезжают даже из Нижнего Тагила, не говоря уже о близлежащих городах.

Водонапорная башня станции единственная, которую миновал ремонт, коснувшийся всех её сестер от Гороблагодатской до Чусовских станций. И если те сейчас оббиты вагонкой, то эта радуют глаз просечным узором. Первоначально подобные узоры украшали жилище язычников-манси и несли ту же информацию, что и для верующих иконы. Со временем их позаимствовали и русские, но при этом была потеряна архаичность и понимание образов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии