Начало маршрута по дороге, относящейся к ЗАТО…
Заграничные деревни
Спустившись с перевала вы въезжаете в деревню Починок. Она была основана беглыми людьми. Жители ее занимались рудничными и куренными работами на речке Бакалке, старательские артели мыли золото. Сельскохозяйственные работы имели второстепенное значение. Сейчас всё изменилось, и о приближении деревни вы задолго узнаёте по ароматному и бодрящему запаху фермы.
В трех километрах к северу от деревни находится карьер по добыче мрамора. На таком же расстоянии, только к востоку, находится гора Починская — из её недр в прошлом добывали хромистый железняк.
В самой деревне представляет интерес сохранившийся до наших дней дом, срубленный топором, — это один из первых домов, построенных здесь.
Следующая деревня на тракте — Елани. В Толковом словаре В. Даля написано: «Елань — ровное, безлесное место, травяное, но окруженное лесом и открытое ветрам и солнцу». Многие считают, что это исконно русское слово и ошибаются. Оно заимствованно из тюркских языков и в оригинале звучит как «ялан» — поле, луг. Да и в старых документах написано «Ялани».
Основана деревня в XVIII веке крепостными крестьянами, перевезенными купцами Строгановыми из их пермских владений. Они построили на речке «мушную мельницу о двух постовах».
Кстати, дорога, по которой вы едете, существует с тех же времён. Билимбаевские жители по ней возили зерно в Ялани на мельницу, по ней же через Билимбаевский завод и деревню Тарасково многие юнцы из губерний внутренней России ездили с Московского тракта на Ирбитскую ярмарку. От Билимбая до Ирбита расстояние 255 вёрст, тогда как трактом через Екатеринбург — 296.
Она же использовалась и для доставки части продужции Билимбаевского чугунолитейного завода на станцию Таватуй Горнозаводской линии. От Билимбая через Починок до Тарасково, как тогда называлась станция Таватуй, был проложен лежневый путь. Это были рельсы, как на железной дороге, но движущей силой являлись лошади. Одна лошадь тащила по ней повозку, загруженную 8 тоннами железа, что заменяло 25 лошадей на обычной дороге.
Родина реактивной авиации
Свежий воздух, которым вы дышали всё это время, сытости не прибавляет, поэтому, въезжая в Билимбай, поглядывайте по сторонам. Стоящая на обочине пустая стеклянная банка означает, что хозяин с удовольствием продаст вам парное молоко. Наверняка у него и тара найдется, но будет лучше, если вы сами прихватите в эту поездку бутылку из-под минералки.
Достопримечательностей в Билимбае не так уж много, и все они встретятся на вашем пути. Первым будет Билимбаевский пруд — он создан на речке Билимбаихе в 1734 году. У плотины можно обнаружить следы старинной заводской пристани. Водоём облюбовали рыболовы, которые посещают его во все времена года.
Далее, с правой стороны, вы увидите каменную Свято-Троицкую трехпристольную церковь, заложенную в 1820 году. Есть предположение, что за её основу был взят один из проектов величайшего зодчего того времени, автора Казанского собора в Петербурге, Андрея Воронихина. В 1941 году в этом здании разместили эвакуированный из Центральной России, созданный за год до этого первый в нашей стране завод винтокрылых аппаратов. Там производился ремонт серийных А-7 и шла работа по созданию нового двухместного прыгающего автожира АК (артиллерийский корректировщик). Автожир — летательный аппарат удерживающийся в воздухе с помощью несущего винта, вращаемого набегающим потоком воздуха (в отличие от вертолёта, где несущий винт вращается приводом от двигателя). Другое название автожира — «гироплан». Но сборка этой интересной машины закончена не была в связи с расформированием завода в 1943 г. — шла война и средств не хватало. КБ этого завода возглавляли Н. Камов и М. Миль.
С левой стороны видны краснокирпичные руины когда-то чугунолитейного завода. Знавал он и хорошие времена и плохие, а в 70-х годах прошлого века был закрыт как нерентабельное предприятие. Точно также он не работал и в 1941 год, когда в Билимбай из Москвы эвакуировали военный авиазавод №293. К новому году завод реанимировали, восстановили теплосеть.
Здание ожило — на первом этаже загудели станки, на втором разместились конструкторы, а в сборочном цехе началось одновременное изготовление трех первых в Советском Союзе реактивных самолетов. Сделаны они здесь были от и до, разве что взлетали в Кольцово.
В этих стенах работали авиаконструктор Виктор Болховитинов, будущий ведущий конструктор систем управления космических аппаратов Борис Черток, будущий создатель первого советского турбореактивного двигателя Архип Люлька и многие другие.
Леса, поля и реки
Выехав на Старомосковский тракт, вы поворачиваете направо и едете по нему до указателя «Санаторий Дюжонок», после чего сворачиваете налево в сторону станции. С левой же стороны видна великолепная сосновая роща Могилица. Это культурная посадка сосны 40-х годов позапрошлого века. Вручную было высажено 28 000 деревьев. Ну а Могилицей это место назвали потому, что еще лет двести назад здесь встречались каменные надмогильные столбики, свидетельствующие о том, что это было башкирское кладбище. Роща имеет статус ботанического памятника природы.
Проезжая по мосту через Чусовую, остановитесь хотя бы на несколько минут. Выше по течению из воды торчат сваи старого деревянного моста, построенного, быть может, еще Строгановыми. Ниже остатки моста времен первых пятилеток. Но как бы не был крепок советский бетон, уральский лед оказался крепче и разворотил его. В результате подушился единственный на реке порог, пусть и рукотворный, проходимый только в большую воду.
Сразу за мостом сворачивайте направо и попадете на станцию.