Содержание
Туристские лыжи
На маршрутах I категории сложности пригодны лыжи туристского типа, без металлической окантовки. В горнолесных районах, где снег оседает медленно и остается глубоким, желательны укороченные лыжи: они более маневренны в лесу, а ширина их не дает проваливаться в глубоком снегу.
Ширина лыж в носковом изгибе — 15 см при максимальной их длине 170 — 180 см. Но если половина маршрута проходит по открытым склонам альпийских лугов, где снег фирнуется активно, малая длина и большая ширина менее удобны (такие лыжи менее устойчивы и хуже держат на подламывающемся насте). На такой маршрут лучше взять обычные туристские лыжи, руководствуясь при определении их длины обычными правилами.
На маршруты II и III категорий сложности нужны горные лыжи (деревянные или клееные) с металлической окантовкой (туристского типа), металлические и пластмассовые (спортивные). Из лыж спортивного типа рекомендуются комбинированные или для скоростного спуска.
Лучшими для сложных походов будут лыжи из дерева с пластмассовой скользящей поверхностью или металлические, комбинированные. При росте человека 1 м 75 см длина таких лыж должна быть 210 см, ширина носкового загиба 8,05 см, грузовой площадки 7 см, пяточной части 7,05 см.
На высокогорных маршрутах применение мазей ограничено из-за неодинакового состояния снега на различных высотах. Зато турист-горнолыжник использует различные приспособления, облегчающие подъем.
На скользящую поверхность лыжи надеваются съемные ремни (камусы) из шкуры оленя, нерпы или тюленя (рисунок 62). Камусы значительно разгружают туриста от силовой работы рук при подъеме. Ворс шкурок препятствует отдаче лыж. В местах соприкосновения камуса с острым металлическим кантом необходимо для предохранения камуса от перетирания поставить металлические угольники.
Лыжи можно также оплести репшнуром (рисунок 62). Оплетку делают до грузовой площадки или по всей скользящей поверхности.
На длительном подъеме скользящую поверхность можно смачивать водой: ледяная корка работает как камус. Поднимаясь по сухому снегу, лыжи стоит намазать мазью для мокрого снега: она создает подлип, облегчающий подъем на склонах свыше 15 — 20°.
При подъеме по плотному ледянистому снегу к грузовой площадке лыж можно привязать пяточную часть альпинистских кошек, совместив их с оплеткой репшнуром (рисунок 62).
В последнее время туристы-горнолыжники применяют легкосъемное тормозящее устройство (рисунок 63). Оно полезно на плотном снегу и насте, но на участке со льдом может подвести.
Для горнолыжных маршрутов хороши жесткие крепления из раздвижных металлических скоб и гибкого металлического троса с пружинным пяточником. Такое крепление (рисунок 63) облегчает движение лыжника по равнине и на подъеме, т. е. обеспечивает отрыв пятки ботинка от грузовой площадки. При спуске трос крепления пропускается под боковые скобки ближе к пятке ботинка, и ботинок плотно прижимается к грузовой площадке, что необходимо для уверенного спуска и четкого выполнения поворотов.
Палки горнолыжника должны быть не выше под мышки. В горнолыжных походах нежелательны деревянные, бамбуковые и камышовые палки, не имеющие должного запаса прочности. Наиболее надежны и удобны слаломные палки, выпускаемые нашей промышленностью, только на них рекомендуется поставить кольца большого размера, с двойной оплеткой для глубокого снега. Более подробно смотрите в разделе туристическое снаряжение.