Дисциплина и сознательность

Автор: | 08.05.2020

   Юные путешественники не всегда в полной мере способны представить последствия своих поступков. Толкнул товарища (такая «шутка»), а тот упал и сильно ушибся. Бросил у костра пилу, а на нее кто-то в темноте наткнулся и поранился. Про стрельбу из самодельных луков, рогаток я уж не говорю… Взрослым надо бы не только изрекать «ценные указания» («Клади пилу на дрова»), но и аргументированно, доходчиво объяснять, почему поступать следует именно так.
   Дети, как известно, очень любознательны. И порой проявляют интерес к опасным предметам — осиному гнезду, змеям; стараются попробовать такие соблазнительные, сочные («видимо, очень вкусные») ягоды, грибы, называя большинство последних «сыроежками» («раз так называют, значит, можно есть сырыми»). Последствия очевидны. Ведь даже простую травинку в поле иногда опасно взять в рот — поля нередко обрабатывают ядохимикатами… На местах былых боев туристы изредка находят «таинственные» предметы и пытаются их разобрать, вскрыть, бросают в огонь. А это оказывается мина или проржавевший снаряд…
   Но самая грозная опасность — это низкая дисциплина и сознательность путешественников. Это стало основной причиной большинства тяжелых травм. Причем недисциплинированность понимается тут в самом широком смысле. Это и самовольное, без необходимости изменение утвержденного маршрута, грубое нарушение режима дня и графика движения, замена одного вида передвижения другим, скажем, пешего автомобильным.
   На маршрутах с активным способом передвижения 2/3 происшествий с тяжелым исходом случилось в основном из-за неправильных действий руководителя. Иногда, например, они идут на поводу у недисциплинированных или не понимающих сложности ситуации ребят и продолжают движение по маршруту в опасных условиях. Порой у них нет и должного авторитета в группе. А кое-где поручают школьников «достойным» (по мнению директора школы или работников местного отдела образования), «проверенным» людям, с большим жизненным опытом, но не имеющим необходимых туристских знаний и навыков…
   Любая мелочь способна сказаться на безопасности туристов (поэтому-то мелочей в серьезном путешествии и нет). Поставили ботинок близко к костру, дежурные вовремя не проследили, подошва и прогорела. Как теперь хозяину обуви идти (не по дороге ведь!), держать ноги сухими?.. Скинул Миша на привале небрежно свой рюкзак, а тот укатился в речку. И вместе с рюкзаком уплыли не только все Мишины вещи (это как раз не страшно — друзья поделятся), но и коллективный спальник, запас продуктов, аптечка (список можете продолжить сами)… Подобных примеров — множество.
   Все сказанное, несчастные случаи за много лет, собранные «в кучу», способны так напугать вожатого, что он не решится выйти со своими питомцами на маршрут — «Ну их, эти походы!». А они не более опасны, чем другие виды спорта.
   Возьмем объективный критерий — статистику. В категорийных походах (более продолжительных и трудных, чем прочие) за год из 10 тысяч пеших туристов несчастье случается в среднем с четырьмя, из 10 тысяч лыжников — с пятью, из 10 тысяч водников — с пятнадцатью и из 10 тысяч горняков — с двадцатью четырьмя (сюда входят и труднейшие походы, и экспедиции высших категорий сложности, в которых школьники не участвуют). О чем говорят эти цифры? Прежде всего о том, что в горных и водных путешествиях риска больше — там больше опасных природных факторов (камнепады, лавины, бурные пороги…).
   По данным ГИБДД, в Москве ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тысяч единиц автотранспорта погибает примерно 10 человек. Следовательно, НА УЛИЦАХ СТОЛИЦЫ РИСК ТРАВМАТИЗМА НЕНАМНОГО МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПЕШИХ И ЛЫЖНЫХ ПОХОДАХ. Вот так!
   В российском туризме делается многое для повышения безопасности походов. Созданы маршрутно-квалификационные комиссии, проверяющие подготовленность групп к заявленному путешествию, регулярно организуются школы по обучению туристов. Существует и контрольно-спасательная служба. Разработаны правила и инструкции организации и проведения походов.
   Однако некоторые люди еще идут на ничем не оправданный риск, пренебрегают инструкциями. Иные считают, что они-то нарушают «по-умному» (вроде чеховского «злоумышленника») и у них-то никаких ЧП не произойдет. Увы, заблуждение! Многие, к сожалению, начинают понимать пользу наставлении и инструкций лишь после несчастья.
   Отправляясь в поход со школьниками, каждый взрослый — будь то вожатый, учитель или турист с шефствующего над школой завода — должен прежде всего ощущать свою ответственность за все на маршруте, начиная от снаряжения и запасов продовольствия и кончая психологической атмосферой и дисциплиной в группе. И, конечно, за жизнь и здоровье каждого участника. Если же взрослый грубо нарушает правила безопасности, доверять детей ему нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *