Как-то несколько десятиклассников — «выпускников» нашего туристического лагеря решили в каникулы по странствовать самостоятельно. Ведь сколько уж раз бывали в походах, да каких! Неужели, мол, простой маршрут сами не пройдем?! Однако среди «своих» каждый и поступал по-своему. Выходили утром поздно и не вместе: группа растягивалась на несколько километров. Однажды, выйдя на дорогу, отстающие решили догнать всех на попутной машине. На повороте, когда грузовик замедлил ход, школьники скинули рюкзаки на землю и стали прыгать из кузова. В этот момент машину занесло и бортом ударило Лену. У нее оказался перелом обеих ног. Так бесславно закончился этот поход «без инструкторов».
Да, еще достаточно «добреньких» руководителей, желающих облегчить путь школьникам (и себе!), стремящихся проехать на «попутке» там, где собирались идти. Часто это случайные машины, не приспособленные для перевозки людей, бывает, и водители нетрезвы.
И вот результат — по статистике, на автомобильные катастрофы приходится 12% всех тяжелых травм в походах. А моральная сторона? Вожатый учит… обману! Да, да, именно так! Ведь все знают (и это записано в маршрутных документах), что тут предполагалось идти «на своих двоих», протяженность участка включена в километраж пешей части похода…
Конечно, нет правил без исключения — кто-то подвернул ногу, нездоров… Если нет ничего серьезного, отправьте этого участника вперед (в кабине автомашины, с сопровождающим — взрослым или командиром группы), а сами с остальными продолжайте запланированное движение по маршруту.
Но переездов на транспорте не избежать (хотя бы к точке «старта»). Если поедете на поезде, заранее распределите места в купе, иначе неизбежны «трения» и обиды. Последним из вагона автобуса всегда выходит взрослый, проверяя, не забыли ли что-нибудь. Когда остановка недолгая, несколько минут, загодя определите порядок выхода (целесообразно высадку производить одновременно в разные двери) и попросите ребят сразу же проходить вперед, не останавливаться у дверей, мешая выходить другим.
Время в поезде постарайтесь заполнить какими-то делами (хотя бы проверьте укладку рюкзаков и их вес), рассказами, играми, чтобы никто не скучал. В наших группах в электричке обычно разучивали узлы — для этого достаточно по небольшой (1 — 2 м) веревочке на каждого. Петь ли песни? Почему бы и нет, если это никому не мешает. Вопить в переполненной электричке или рейсовом автобусе, да еще исполняя «шедевры» сомнительного содержания, — это пример неуважения к окружающим вас людям. Как и включение транзисторов на максимальную громкость.