По дорогам двигаться необходимо навстречу транспорту, чтобы увидеть его издали. То есть по левой обочине, в колонну по одному. Нежелательно долго ходить по асфальту, бетонным плитам — от твердой поверхности на ногах образуются намины и мозоли. Ноги надо поднимать повыше и не пылить, ведь идущим сзади придется вдыхать поднятую пыль.
Дорогу с интенсивным движением никогда не переходят гуськом (цепочкой). Направляющий остановит и выстроит группу на обочине в одну шеренгу, выберет момент, когда близко не будет машин, и скомандует: «Переход!» — и туристы (каждый, разумеется, команду повторит) все одновременно, параллельно друг другу, быстро перейдут шоссе. Группе на это потребуется раз в пять меньше времени, чем при движении колонной.
Через широкие луга, невозделанные поля, небольшие перелески и другие проходимые без затруднений места можно двигаться по азимуту. В остальных случаях постарайтесь использовать дороги, тропы, они облегчают и ускоряют движение. Выгодно это даже тогда, когда тропа идет несколько в стороне от маршрута. А сколько раз она оказывалась «умнее» туристов, пожелавших сократить путь и сошедших с нее, а затем очутившихся перед неожиданным препятствием! Вообще, если только поход совершается не ради тренировки в технике движения, препятствия (болото, завал деревьев, глубокий овраг…) предпочтительнее обходить помня, что САМЫЙ
КОРОТКИЙ ПУТЬ НЕ ВСЕГДА САМЫЙ ЛУЧШИЙ.
…Только утром В. Я. Дихтярев узнал, что вчера вечером за отсутствием поблизости дров его туристы сожгли кусок деревенского забора. «Как же это вы? — огорчился он. — Теперь к той бабушке на участок будут заходить свиньи, козы, испортят ей огород». — «Подумаешь, беда! — отвечали провинившиеся. — Приколотит старушка несколько палок». — «А вы сами попробуйте, — возмутился Вэ-Я», — узнаете, каким трудом это делается!» И отменил выход, хотя рюкзаки уже были собраны. Лишь через два дня, когда забор полностью восстановили, группа продолжила путь по маршруту, уже отставая от графика.
Конечно, надо соблюдать график похода. Но он не должен превращаться в догму. При благоприятных обстоятельствах допустимо за день пройти и больше предусмотренного (нельзя только устраивать гонку, идти через силу; при этом вероятность получения травм резко возрастает). А зачем, например, двигаться целый день под дождем (хотя такое при наличии у всех плащей вполне реально), если время позволяет его переждать? К тому же мокрые травянистые склоны становятся очень скользкими и опасными… И уж совсем недопустимо идти до какого-то заданного места «любой ценой». Если только нет сверхважных причин торопиться — кто-то заболел, кончается контрольный срок. Школьники при этом так устанут, что на завтра придется устраивать незапланированный отдых. Очень рискованно и движение в тумане, темноте, особенно через лес — можно повредить и ноги, и глаза.
Ногу при ходьбе опытный турист ставит на всю ступню (не на носок и не на ранты ботинка), выбирая ровную горизонтальную площадку, на которой уместится вся подошва. Такое возможно и на крутом склоне. Нежелательно вставать на отдельные кочки, камни, бревна. Это сильно утомляет, так как приходится совершать работу по поднятию своего центра тяжести — именно поэтому и идти в гору тяжелее. Через камни, стволы поваленных деревьев лучше не перепрыгивать, а перешагивать. На подъемах шаг делают короче, а носки ног разворачивают друг от друга «елочкой» — тем больше, чем подъем круче (при этом сцепление подошвы со склоном увеличивается). Подниматься в гору на носках нельзя: и устанешь быстро, и соскользнуть проще.
Как бы ни было порой трудно (устал, холодно, есть хочется), нельзя ныть! Помните: вожатый — это вожак, по которому все равняются. Пошутите, поддержите ребят, помогите им. Трудные минуты скоро забудутся, а самоуважение (прошел такой маршрут!), радость от встреч с природой останутся надолго. Может быть, на всю жизнь.