Дежурный проводник в походе

Начинающие руководители уверены, что должны всегда вести за собой группу. Вовсе нет! Обычно ее ведет дежурный проводник («штурман»), А вожатый находится там, где ему удобнее контролировать действия всех, где надо в этот момент обеспечить безопасность. Сложное препятствие (речку вброд) он, как правило, проходит первым, подавая пример. Около другого (лесного завала) остановится, посмотрит, как участники преодолевают трудное место, поможет им при необходимости. Если туристы двигаются по дороге, вожатому целесообразнее находиться в конце, чтобы видеть всех.

Кто поведет отряд на том или ином участке, распределяют еще до похода. Опытному туристу выделяют отрезок с более сложными препятствиями или непростой ориентировкой. Зная свои участки, ребята знакомятся с ними но отчетам и книгам. Плохо изучишь маршрут — ничего потом товарищам об окружающем не расскажешь или вообще заведешь их не туда… Постарайтесь, чтобы каждый участник хотя бы раз самостоятельно вел группу.

Большая ответственность ложится на направляющего. Он выбирает путь, задает темп движения, подает различные сигналы. Вот как идти: напрямую через лес или по просекам? Первый вариант короче, но труднее, второй легче, но длиннее. Такие задачи постоянно приходится решать проводнику, выбирая из всех путей наиболее безопасный (прежде всего!) и простой.

Иногда надо ему и подсказать: «Может, пройти по берегу до деревни, там скорее всего есть мост?» Но не так: «Ты, Коля, говоришь глупости — направо-то короче!»

А если он совета не послушается? Думаю, взрослому не всегда полезно вмешиваться, исправляя очевидные для него ошибки. Велика ли беда, если группа сделает небольшой крюк, раз время и погода позволяют? Какая уж тут самостоятельность, если вожатый постоянно выдает «ценные указания», ведет ребят — хотя бы и в переносном смысле — за ручку! Большая часть воспитательного эффекта похода пропадает. Брать командование на себя разумно лишь в рискованной ситуации, когда необходимо побыстрее в грозу добраться до жилья, если Коля решил устроить переправу в глубоком месте…

Определенное мужество требуется для признания (особенно, когда этого еще никто не заметил), что сбился с пути. НАДО УМЕТЬ ПОВОРАЧИВАТЬ НАЗАД, если и направление верное, но путь плохой, опасный. Нельзя рисковать здоровьем товарищей!

Иногда при потере ориентировки направляющий начинает метаться из стороны в сторону или идет «куда-нибудь». Посоветуйте ему остановиться, подумать. Ни в коем случае не поддавайтесь панике! Не нужно и ворчать на проводника — куда, мол, завел; быстрей соображай, и так опаздываем… Пусть он не стесняется обратиться к местным жителям за советом. Нет их — можно забраться на ближайшую возвышенность или дерево: не видны ли какие-либо ориентиры? Или отправить в разные стороны разведку — по двое-трое ребят. Им надо точно поставить задачу, определить направление движения, назначить старшего и время возвращения. А отряд расположить у заметного издали ориентира, чтобы сами разведчики не заблудились. Если время близко к полудню, имеет смысл, пока они ходят, приготовить обед.

Дежурный проводник также контролирует продолжительность привалов и переходов, выбирает место для остановки, предупреждает об опасности («Осторожно, яма!», «На пасеке руками не махать!»), подает разные команды («Через мостик проходить по одному!», «Подтянуться!»). И при этом идет ровным темпом, периодически проверяя, не отстал ли кто-нибудь.

Он же еще ведет «протокол движения» — отмечает в блокноте, когда вышли на маршрут, проходили какой-то ориентир или препятствие, во сколько остановились на привал, пошли дальше. Иногда это поручают ХРОНОМЕТРИСТУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии