Покупая лыжи, обратите внимание на направляющий желобок. Он должен быть ровным и прямолинейным, а не перекошенным. Надо обязательно проверить расположение слоев древесины, из которой они изготовлены. Если слои расположены продольно лыжам,— такие лыжи наиболее прочны, скошены против хода — значит менее прочны. Хороши лыжи, изготовленные из мелкослойной древесины. Уменьшают прочность лыж сучки, особенно у грузовой площадки.
Недопустимо искривление скользящей поверхности лыж. Обнаружить этот дефект можно так: положить один прямоугольный брусок на скользящую поверхность лыжи у пятки, а другой продвигать к носку и внимательно визировать им на первый брусок. Заметное изменение параллельности брусков свидетельствует о том, что лыжи имеют искривления. Небольшой перекос можно ликвидировать самостоятельно. Для этого один конец лыжи неподвижно закрепляют. Место перекоса смазывают смолой и нагревают. Берут лыжу за другой конец и вращают ее до выпрямления перекоса. Затем укрепляют в таком положении до остывания.
Какие крепления лучше?
Существуют мягкие, полужесткие и жесткие крепления. Мягкие крепления применяют в случае, когда туристы обуты в валенки. Для походов выходного дня приемлемы рантовые металлические крепления, так как они не стесняют движения стопы и позволяют свободно управлять лыжами. Отправляясь в длительные туристские походы, лучше воспользоваться полужесткими креплениями.
Установка жестких креплений
Прежде всего следует наметить осевую линию на грузовой площадке и линию центра тяжести лыжи, затем — на подошве — ботинка. Причем линию эту надо вынести на торцовые кромки носка и каблука ботинка. Осевая линия ботинка проходит между первым и вторым пальцем ноги и через центр каблука.
После того как лыжа и ботинок будут размечены, на подошву ботинка накладывают обе щеки крепления так, чтобы штыри располагались на 8 — 10 мм от переднего обреза ботинка. Затем переворачивают ботинок с прижатыми к нему щеками и ставят его на грузовую площадку лыжи. При этом надо следить, чтобы осевые риски ботинка точно совпадали с осевой линией лыжи, а передняя кромка ранта лежала на линии центра тяжести лыжи. Каблук при этом должен располагаться строго по центру осевой линии грузовой площадки лыжи. (Рис. 19).
Далее, прижимая одну из щек к грузовой площадке лыжи, осторожно убирают вторую щеку и ботинок. При этом следят, чтобы не сдвинуть щеку, прижатую к лыже. Теперь накалывают шилом отверстия под шурупы, сверлят гнезда для шурупов и привинчивают к лыже первую щеку. Установив таким образом первую щеку, повторяют установку ботинка на лыжу, но теперь уже со второй щекой, так, чтобы каблук стоял на центре площадки. Прижимая ее к грузовой площадке, опять осторожно убирают ботинок, намечают центры гнезд под шурупы, сверлят гнезда и привинчивают вторую щеку к лыже. Сделав это, устанавливают ботинок на грузовую площадку и снова совмещают осевую риску каблука с осевой линией лыжи. Затем прижимают носок ботинка к штырям щек. Таким образом, на ботинке получится отпечаток штырей, окончательно укрепленных на лыже.