Опытные туристы предпочитают ходить строем: чаще колонной по одному, реже — по два. Так легче управлять отрядом, предупредить всех об опасности, выдержать темп движения. А на сложных участках (в густом лесу, на болоте, броде…) иначе идти просто нельзя — небезопасно. Строй, как и единая форма одежды, говорит об организованности школьников и их дисциплинирует. Когда у каждого есть постоянное место в походной колонне, ребята привыкают к своим соседям и сразу же поднимут тревогу, если кого-то на месте не окажется. Однако вожатому стоит почаще пересчитывать подопечных (не вслух!), особенно после привалов, прохождения зарослей…
В строю не принято обгонять друг друга. Если на узенькой тропке понадобилось пройти вперед (проводник замешкался у преграды), то попросите идущего впереди вас пропустить. Он (или вся группа разом) остановится, сделает шаг в сторону.
Аналогично поступают, когда встречаются два отряда. Походная этика предписывает и у незнакомого вам руководителя получить «добро» на обгон (разумеется, после взаимных приветствий): «Мы пройдем вперед, не возражаете?»
Все фотографы хотят запечатлеть группу на марше. Следите внимательно за ними! Нередко ребята в погоне за эффектным кадром забывают о всякой осторожности — выходят на дорогу (иногда пятясь назад и глядя лишь в видоискатель аппарата) и попадают под автомашину, сходят с тропы и падают с обрыва… Никому не позволяйте выходить из строя без разрешения.
Неопытные вожатые иной раз забывают назначить замыкающего. А его роль, не менее ответственна, чем ведущего группу. Поэтому замыкающим назначают надежного, опытного парня. Его основная задача — следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, предупреждать об опасности («Сзади машина!»). Заметив разрыв в строю, он передает команду «Сбавить темп!» Если же кто-то остановился (развязался шнурок, оборвалась лямка…), замыкающий или всем командует: «Стой!» — или сам задерживается и помогает товарищу, передав об этом направляющему. Тот пойдет медленнее, будет оставлять указатели, куда идти, или остановит отряд пораньше на привал. А турист, который стал теперь последним в колонне, начинает выполнять обязанности замыкающего.
Проблема для новичков — передача команд (хотя в «испорченный телефон» играли все). Школьники то ли стесняются их повторять, то ли считают, что другие и так услышат. Хотя понятно, что случится, если предупреждение «Осторожно, поезд!» или «На левую доску мостика не наступать!» — где-то заглохнет… Старайтесь придерживаться коротких стандартных команд, известных вашим подопечным (допустим, при крике «Камень!» все смотрят вверх). В некоторых группах принято сигналы подавать свистком — его хорошо слышно. Но нелепо сигнал опасности подавать пятью длинными и пятью короткими свистками, как было в одном отряде. Пока досвистишь до конца, ЧП уже произойдет.
Иные городские дети высокомерно смотрят на деревенских жителей, поправляют не понравившиеся обороты речи у людей намного старше, смеются над их обычаями. Откуда только берется эта спесь? Порой туристы появляются в поселках, заходят в магазины, на почту в таком виде, который больше уместен на пляже. Это тоже проявление неуважения к местному населению. И уж, конечно, нельзя трогать, портить чужое добро — заготовленные дрова, стога сена, постройки (даже заброшенные)…
Бывает и такое: захромала девочка — все бросились Свету разгружать, чуть ли не дрались из-за ее вещей, а незнакомую старушку с двумя кошелками школьники равнодушно обгоняли, никто не предложил поднести ее ношу, не поздоровался. Нет, воспитанный, вежливый человек останется таким в любых обстоятельствах и не только для своих. Учтите: по вашей группе будут судить о всех туристах, как школьники отнесутся к местным жителям, так те встретят другую группу путешественников.