В те годы, когда осваивались земли Алапаевского района, ни Екатеринбурга, ни Нижнего Тагила еще в помине не было.
Чем далее в глубины веков уходят даты основания сёл и деревень, тем больший интерес вызывают они у туристов. Много прекрасных музеев в районе, но самые известные расположены в Нижней Синячихе и Коптелово.
У Спасо-Преображенского собора, с которого, кстати, и начинался музей в Синячихе, довольно интересная история: главная часть собора сделана в стиле барокко, а колокольня в стиле классицизма. Говорят, что начинал его строительство итальянский архитектор, непонятно как оказавшийся на уральской земле. Но когда храм был почти достроен, архитектор подскользнулся на строительных лесах в подкупольном пространстве, упал на землю и разбился насмерть. Есть такое поверье: — если здание построено на крови, то оно будет жить в веках.
В действительности же сохранил его для потомков Иван Данилович Самойлов. Когда он увидел собор, тот представлял жалкое зрелище — отсутствовала часть крыши, и здание периодически заливалось водой, в алтарной части была зерносушилка, а под колокольней сеносушилка. Эти агрегаты работали на мазуте и для того, чтобы легче было завозить мазут, а также зерно и сено, предполагали проломить стену первого этажа.
Но все это в прошлом. Сейчас собор поражает воображение своей красотой. А внутри него, несмотря на то, что он действующий, находится музей. Его работу одобрил патриарх Алексий II, который побывал здесь в 2000 году. Храмов, он сказал, много, а таких музеев мало.
Экспонаты для своего музея Иван Самойлов свозил со всей области. У каждого здания своя история. Мельница здесь очутилась благодаря краеведу Валерию Ермолаеву.
В начале 80-х годов прошлого века он, знакомясь с народным деревянным зодчеством, осматривал поселения Гарийского района. И в деревеньке Мочищенской, что в 30 километрах от райцентра, увидел стоящую на отшибе ветряную мельницу.
По своей конструкции она относилась к шатровым, главным отличием которых является то, что к ветру у них поворачивается только верхняя подвижная часть — крыша с крыльями.
Как потом выяснилось, мельница была сооружена «обществом» (главный вал закатывали всей деревней) во втором десятилетии двадцатого столетия и исправно работала вплоть до 1960-х годов! Мельничный механизм на удивление хорошо сохранился. Правда, крыльев мельница уже была почти лишена, но по торчащим обломкам можно было определить, что их было шесть.
В июне того же 1983 года Ермолаев рассказал о ней Ивану Даниловичу, — тот загорелся идеей перевезти мельницу в музей. Летом 1985 года её разобрали, а осенью на двух «Уралах» с прицепами привезли в Нижнюю Синячиху. Летом следующего года её поставили.
Если на первом этаже музея всего понемножку, то на втором находится коллекция уральской домовой росписи. Был здесь в свое время и Ельцин, но, как говорят, Ивана Даниловича охрана не пропустила, так что осматривал музей Ельцин без его творца.
Выделяя в свое время земли под музей деревянного зодчества, местный совхоз убытков не понес, поскольку отвел болотистый участок, по которому после дождя можно пройти только по деревянным тротуарам, проложенным от здания к зданию. Часть экспонатов находится в Нижней Синячихе, часть через речку в селе Дьяково. Находящаяся там мельница-ветряк действующая, так что прихватив с собой на экскурсию мешок зерна, вы вернетесь домой с мукой. И в пожарном депо тоже действующее оборудование, но пускают его в ход только во время фольклорных праздников.