Сплав по реке

Автор: | 31.05.2020

Сезон сплавов начинается с приходом весны.
Водное путешествие, требует от участников совершенного знания своего судна, умения управлять им. Руководитель и его заместитель должны иметь опыт руководства водными походами. Непреложный закон для водников — умение хорошо плавать, наличие на каждом судне групповых и индивидуальных спасательных средств. Крепкая дисциплина и высокая организованность — залог безопасности путешествия. На воде распоряжения руководителя выполняются немедленно и беспрекословно.

Организация сплава по реке требует большой предварительной подготовки. Для первых походов лучше выбрать реку со спокойным течением без порогов и перекатов, путешествие по которой благоприятствует активному отдыху на природе. Наиболее подходит для такой цели река с удобными и короткими подходами к началу маршрута от железной дороги или автобуса и коротким и удобным выходом к транспорту от конечной точки маршрута.
В первой половине лета, когда солнце заходит поздно, выезжать из города лучше в пятницу вечером, в этом случае суббота будет целиком посвящена плаванию.
Личное снаряжение туриста-водника почти не отличается от туристического снаряжения пешехода. В качестве основной обуви туристы-водники часто используют кроссовки и кеды. С собой рекомендуется иметь также резиновые сапоги. Обязательны индивидуальные спасательные средства: надувной или пробковый жилет, спасательный пояс. Можно взять надувной матрац, куртку, палатку для продуктов.
Сплав по реке можно совершать на катамаранах, разборных байдарках, надувных лодках и плотах. Все эти средства имеют свои разновидности, однако все они должны обладать надежной плавучестью, устойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью.

Сплав по реке на байдарке

   Наиболее приемлемы для походов выходного дня разборные байдарки. Они достаточно устойчивы, обладают хорошей вместимостью и удовлетворительными ходовыми качествами, имеют небольшой вес, легко перевозятся на транспорте, удобны для сплава по рекам разной сложности, просты в ремонте, а главное, обеспечивают расположение экипажа лицом в сторону движения. А отрицательные качества оказываются весьма полезными — хрупкость конструкции, слабая оболочка заставляют туриста быстро «читать» воду; правильно грести. Ведь небольшой удар о камень может привести к поломке, пробоине. Путешествуя на байдарке, необходимо уметь определить по характеру воды, что впереди — мель, перекат или опасный камень.
Погрузка байдарки производится на мелководье, у низкого берега. При этом один турист загружает байдарку, а другой, стоя на берегу, подает ему груз. Продукты и предметы, которые нужно сохранить сухими (сахар, соль, крупа, одежда, палатки, спальные мешки), следует упаковать герметически, для чего можно склеить длинные узкие бортовые мешки из прорезиненной ткани.


Очень удобны для водных путешествий выходного дня авиационные спасательные лодки — ЛАСы, трех- и пятиместные. Надувное дно, большие борта обеспечивают необходимый комфорт, а небольшой вес и удобство транспортировки дают возможность совершать с лодками большие переходы. Особенно удобны эти суда для походов выходного дня и несложных многодневных путешествий, так как подготовка к сплаву заключается лишь в их накачивании. Отрицательные качества ЛАСа — малая скорость, недостаточная прочность материала (правда, некоторые туристы делают дополнительную оболочку по дну из материала типа брезента).
Садятся в байдарку, когда она находится на плаву. Первым садится кормовой гребец (капитан). Носовой гребец садится в байдарку лишь после того, как кормовой уже полностью готов к отчаливанию от берега. Высадка производится так же, как и посадка, но в обратном порядке.
Впереди группы целесообразнее поставить экипаж помощника, а руководителю лучше замыкать колонну, чтобы видеть группу. Интервал между байдарками рекомендуется держать 4 – 6 метров, чтобы на малых извилистых речках направляющий и замыкающий не теряли надолго друг друга из виду.
Темп гребли устанавливает передний гребец, а управляет байдаркой капитан. Руки при гребле должны быть сухими, иначе пузырей на ладонях не избежать. Главное в гребле — широкие и свободные движения с максимальным расслаблением мышц в момент заноса весла и сильным гребком при проводке.
Отставание в водном походе, как и в пешеходном, недопустимо. Через каждый час движения на воде следует причаливать к берегу на короткую остановку, чтобы туристы могли размяться, осмотреть достопримечательности, полакомиться ягодами, поиграть в мяч. Остановку на обед надо приурочить ко времени не позднее 13 часов.
В жаркий день обед можно ограничить салатом, бутербродами, фруктами, морсом. Перед обедом хорошо искупаться.

Преодоление препятствий

   Препятствия на сплаве преодолеваются экипажами поочередно. При этом первым проходит опасный участок судно с наиболее опытным экипажем. Вслед, не отдаляясь от берега (чтобы в случае надобности можно было пристать), идут другие суда. В случае необходимости экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.
Основными препятствиями в несложных водных походах могут быть: мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы, небольшие пороги.
Прежде чем преодолеть порог, его внимательно просматривают с берега. Участки с трудными порогами проходят, страхуя суда веревкой с берега.
Завалы на реках приходится разбирать или обходить, перенося лодки по берегу. Низкие мосты и плотины тоже приходится обходить. Предварительно следует выбрать удобное место причаливания и самый короткий и удобный путь обноса.


При проходе под мостом на сваях надо предварительно осмотреть его, иначе можно наскочить на старые сваи и пробить оболочку байдарки.
Самые безопасные суда — морские шлюпки. Однако они пригодны только для путешествия по большим водоемам и судоходным рекам. Для похода по небольшим рекам пригодны прогулочные лодки. Безопасны они только тогда, когда не перегружены, а команда достаточно дисциплинирована.
При плавании по открытым водным пространствам приходится постоянно учитывать возможности сильных ветров, больших волн, прибоя и план переходов строить в зависимости от конкретных условий, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда иметь возможность пристать к суше.
В походе нужен постоянный осмотр байдарок, особенно тщательный на дневках. Для устранения неисправностей группа должна иметь ремонтный набор.
Турист-водник должен уметь читать условные обозначения, установленные на реках, ориентироваться в судоходной обстановке, знать элементарные правила плавания по внутренним водным путям России. Следует знать, что нельзя близко подходить к пароходам, баржам и другим транспортным судам; идти по судоходным рекам не загромождая главный фарватер реки.
При остановке на ночлег байдарки разгружают, выносят на берег и переворачивают декой вниз, чтобы роса и дожди не намочили внутреннюю часть. Во время дневок или при позднем выходе группы байдарки ставят декой вверх, чтобы своевременно просушить. Помните, что во время привала оставлять байдарки без присмотра нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *