Растет число любителей велопутешествий, расширяется география велопоходов.
Велосипедист может проехать там, где не пройдет пешеход. Скорость передвижения на велосипеде в несколько раз больше скорости пешего туриста. Велотуристы имеют более широкие возможности в выборе маршрута. В условиях правильной организации — с учетом возраста и физического состояния — велосипедные походы доступны и полезны людям различных возрастов и профессий.
Разумеется, все участники велотуризма должны обладать знаниями по сборке, регулировке и простейшему ремонту велосипеда, хорошо владеть техникой езды на нем.
Велосипед как средство передвижения позволяет выбирать маршруты почти с любым рельефом местности и любыми дорогами. Небольшие отрезки пути нетрудно проходить пешком, ведя машину в руках и перенося ее через препятствия.
Велосипед легко перевозить практически на всех видах транспорта. Это дает возможность совершать путешествия в достаточно отдаленных от места жительства туристов местах.
Для походов выходного дня и для езды по малопересеченной местности, для людей разного возраста и там, где не нужна высокая скорость, предпочтительнее дорожный велосипед.
Удобная посадка — одно из важных преимуществ дорожных велосипедов. Они прочны, выносливы, проходят по любой дороге и бездорожью, снабжены багажниками. Заднее колесо дорожного велосипеда снабжено тормозной втулкой, позволяющей быстро тормозить в любом положении. Кроме того, устанавливается ручной тормоз, действующий на покрышку или обод переднего колеса. Им можно пользоваться при затяжных и крутых спусках, при поломке педального тормоза, при движении под уклон пешком.
Для многодневных походов и при движении по сильнопересеченной местности более удобны горные велосипеды. Они обладают определенными преимуществами: малым весом при достаточно прочной раме, легкостью хода, набором передач с соотношением от 1:1,4 до 1:3,7, что обеспечивает при небольших усилиях быстрый разгон и высокую скорость на равнине, легкий подъем на крутые горки.
Постоянный уход за велосипедом и его текущий ремонт — необходимое условие успешного путешествия. Ежедневно на привалах велотурист должен осмотреть машину, смазать при необходимости трущиеся части, подвернуть гайки, выправить искривленное колесо. Никогда не следует откладывать ремонт до очередного привала или стоянки, ибо не устраненный вовремя дефект может послужить причиной более серьезной поломки и даже аварии.
Экипировка и снаряжение велотуриста
Кроме индивидуальной сумки с набором предметов для мелкого ремонта нужно иметь групповой набор с принадлежностями и запчастями.
В дальнем путешествии удобное размещение багажа, простое и надежное крепление его на велосипеде имеют очень большое значение. Следует раз и навсегда отказаться от перевозки вещей в рюкзаке на спине — это очень утомительно и вредно.
Для перевозки багажа можно изготовить специальный чемодан, устанавливаемый в раму велосипеда. Кроме чемодана рекомендуются велосипедные сумки. Соединенные вместе, они свешиваются по обе стороны багажника. Преимущество сумок — в низком расположении их центра тяжести, что обеспечивает велосипеду устойчивость, исключает «виляния», которых трудно избежать при укладке вещей на маломерный заводской багажник.
Наиболее подходящая одежда для велопохода — куртка и брюки спортивного покроя. Летом в жаркую погоду очень удобны шорты. Головной убор обязателен с козырьком. Обувь для туризма должна быть легкой, прочной, удобной для движения пешком, на низком каблуке и с достаточно твердой подошвой, чтобы не помять ступни о педали велосипеда. На случай непогоды необходима плащ-накидка.
Режим движения на маршруте
Самые удобные для езды — асфальтированные дороги. Но на них наиболее интенсивное автомобильное движение. Это требует от велотуристов дисциплинированности, выдержки, привычки спокойно реагировать на проносящиеся рядом автомобили. Ехать надо по правой стороне шоссе (по самой кромке) в один ряд, не допуская выезда из строя и обгона едущих впереди туристов.
В колонне велотуристов головным едет наиболее опытный участник, знакомый с дорогой или лучше других предварительно изучивший ее. Чаще всего это руководитель группы. Он ведет учет пройденнного расстояния по счетчику и поддерживает установленный режим движения. За ним с интервалом 3 — 5 метров едут менее сильные туристы. Все велосипедисты поддерживают дистанцию 3 — 5 метров. Замыкает колонну сильный, опытный турист. У него находятся ремонтные материалы, инструменты, аптечка. Он следит, чтобы не было отстающих, и оказывает помощь тем, у кого случились неполадки с велосипедом или багажом.
После первых 20 — 25 минут движения делается общая остановка для проверки велосипедов и устранения обнаруженных недостатков в регулировке машин и упаковке багажа.
Привалы и пешеходные паузы в пути устанавливаются в зависимости от рельефа местности, качества дороги и погодных условий.
Развивать сравнительно большую скорость на спусках можно только по хорошей, отлично просматриваемой дороге. В остальных случаях надо с самого начала плавно притормаживать и ехать осторожно, с интервалом 10 — 12 м, особенно если дорога с крутыми поворотами, ограниченным обзором и интенсивным движением. Резкое торможение и крутые повороты на мокрых, песчаных и грязных дорогах приводят обычно к заносу велосипеда и падению.
При пересечении больших выбоин, канав, рвов, глубоких колей, выступающих корней деревьев нужно предохранять велосипед от резких нагрузок, привставая на педалях на полусогнутых ногах и перенося тяжесть тела сначала на заднее, а затем на переднее колесо, держа шатуны в горизонтальном положении.
С наступлением темноты и при густом тумане езду нужно прекращать.
Так же читайте в этом разделе:
— организация велосипедного похода;
— выбор и подготовка велосипеда;
— подготовка места для багажа;
— меры безопасности на маршруте.