Трим — положение тела в воде в дайвинге

Трим — положение тела в воде (от английского Trim — дифферент). В переводе мы будем использовать слово «трим» как термин, определяющий положение тела дайвера во время погружения по оси голова-ноги.

Понятия «контроль плавучести» и «положение тела в воде» часто используются как синонимы. Несмотря на то, что они взаимосвязаны, это два самостоятельных элемента эффективной техники подводного плавания, и для овладения каждым из них необходима практика. Хорошие контроль плавучести и трим значительно уменьшают нагрузки при плавании и расход газа, делая погружения более длительными и комфортными. В отличие от плавучести, которая подразумевает «нейтральное» состояние, положение в воде (трим) подразумевает «позицию», занимаемую дайвером в воде, а именно степень его горизонтальности. Большинство дайверов плавают с опущенными вниз ногами, гребя ластами «кролем» и направляя поток воды вниз.

Подобный трим увеличивает площадь поверхности дайвера по направлению к движению, это увеличивает сопротивление при движении вперед в толще воды, что в свою очередь приводит к трате энергии впустую. Важно также понимать, что при плавании с опущенными вниз ластами со дна поднимаются ил или взвесь, а также может быть нанесен вред окружающей среде.

Правильное положение тала в воде

Правильное положение тела в воде, т. е. правильный трим требует, чтобы дайвер двигался в воде, сохраняя максимальную обтекаемость. Обычно это достигается, когда голова немного наклонена, ноги приподняты и удалены от дна. Плавая в горизонтальном положении, дайверы более обтекаемы, поэтому испытывают меньшее сопротивление. Правильное положение в воде, совмещенное с грамотным контролем плавучести, значительно сокращает усилия, необходимые для движения, уменьшает стресс и увеличивает удовольствие, получаемое от погружений.

Дизайн некоторых компенсаторов плавучести может значительно усложнить достижение правильного положения в воде. Снабженные бандажами компенсаторы плавучести позволяют образовываться «газовым карманам», что увеличивает сопротивление за счет турбулентных завихрений при движении. Образование же «газовых карманов» может нарушить баланс дайвера, так как эти карманы могут обладать различной грузоподъемностью. Далее, традиционные жилеты-компенсаторы, как правило, приподнимают верхнюю часть туловища, что делает поддержание горизонтального положения еще более трудной задачей. Тренированные дайверы способны справиться с этими недостатками, однако намного удобней использовать компенсаторы плавучести, располагающиеся на спине (компенсаторы типа «крыло»), которые способствуют достижению правильного трима, что увеличивает возможности дайвера и облегчает погружения.

На правильное положение в воде негативно влияют и традиционные грузовые системы, при использовании которых основная часть груза, одеваемого дайвером, размещается в районе поясницы. Технические дайверы обычно избегают подобного воздействия за счет использования «спарок». Однако и технические и рекреационные дайверы могут получить преимущество за счет правильного размещения грузов и грузовых систем. Например, дайверы могут использовать спинку из нержавеющей стали и расположить груз между спинкой и баллонами (V-образный груз для спарки), а погружаясь с одним баллоном, использовать килевой груз или тяжелую спинку.

Для уменьшения количества дополнительно одеваемого груза могут быть использованы стальные баллоны. Однако дайверы должны быть осторожны, чтобы не перегружать себя. Необходимо оценивать свою плавучесть, чтобы убедиться в том, что груза подобраны правильно, т. к. дайверы должны иметь возможность удерживать свое положение в воде на глубине 10 футов/3 метра (для проведения остановки безопасности/декомпрессии) с практически пустыми баллонами. В противном случае дайвер с неверно подобранными грузами может быть выброшен на поверхность, если поломка снаряжения приведет к потере газа в баллонах. И наоборот, перегруженному дайверу требуется больше воздуха в компенсаторе плавучести, что приводит к увеличению сопротивления и большим затратам энергии для движения вперед. Преодоление эффекта, вызванного неправильным подбором грузов, само по себе может вызвать стресс и привести к возникновению экстренной ситуации.

Каков ваш трим?

Начинающий дайвер

  • плыть в воде, поддерживая трим с небольшим наклоном на голову;
  • погрузиться, установить нейтральную плавучесть и начать плыть, поддерживая горизонтальное положение.

Продвинутый дайвер

  • погрузиться, установить нейтральную плавучесть и плыть, поддерживая горизонтальное положение;
  • поддерживать горизонтальное положение, делясь воздухом с напарником;
  • поддерживая горизонтальное положение, повернуться на 180°, используя только ноги (никаких движений руками).
  • плывя в горизонтальном положении, повернуть в любую сторону и медленно проплыть назад, используя только ноги (никаких движений руками).

Продвинутый технический дайвер (в полном техническом оборудовании с этапными баллонами)

  • погрузиться, установить нейтральную плавучесть и плыть, поддерживая горизонтальное положение;
  • поддерживать горизонтальное положение, делясь воздухом с напарником;
  • поддерживая горизонтальное положение, повернуться на 180°, используя только ноги (никаких движений руками);
  • плывя в горизонтальном положении, повернуть в любую сторону и медленно проплыть назад, используя только ноги (никаких движений руками).

  ТАК ЖЕ, ЧИТАЙТЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

— дайвинг, как вид активного отдыха

— дайвинг для новичков

— снаряжение для дайвинга

— подбираем снаряжение

— система погружений DIR

— места для дайвинга

подготовка дайверов

опытный дайвер

— формирование базовых навыков

— уровень подготовки дайвера

— управление плавучестью

— трим: положение тела в воде

— работа с газами

— техника продвижения

— внимание к направлению движения

— навыки работы с напарником

— работа со снаряжением

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии