Содержание
Одежда и снаряжение велотуриста
Лучший головной убор для велотуриста — хлопчатобумажная шапочка с козырьком; она хорошо защищает от лучей солнца, ее можно положить под голову или надеть во время сна в случае ночлега под открытым небом, ее легко стирать. Рубашка подойдет из легкой ткани (лучше ковбойка) с двумя нагрудными карманами с застежками, шорты из плотной, гладкой хлопчатобумажной ткани, а для районов, изобилующих комарами и мошкой,— трикотажные брюки, спортивный костюм из эластика. Для защиты от вечерних и утренних холодов надо взять с собой шерстяной свитер и носки.
Обувь для туризма должна быть прочной, легкой, удобной для движения пешком, на низком каблуке и с достаточно твердой подошвой, чтобы не намять ступни о педали велосипеда. Кроме того, в пути могут пригодиться кеды или кроссовки.
Из группового снаряжения необходимо иметь топорик, брезентовое ведро, свисток, компас, часы, складную лопатку. В багаже у каждого участника должны лежать; байковое (шерстяное) одеяло или спальный мешок-одеяло, два полотенца, туалетные принадлежности, бинт, вата, индивидуальный пакет, перочинный нож, 2 — 3 иглы, небольшие ножницы, несколько разных пуговиц, английские булавки, эмалированная: кружка, легкие алюминиевые миски и ложка.
Ведра и большие кастрюли возить на велосипеде неудобно, поэтому набор кухонной посуды следует ограничить котелками, желательно с бобовидными крышками, и одной-двумя сковородами диаметром 15 — 18 см на всю группу. Котелки и сковороды лучше перевозить в специальных чехлах.
Особенности организации велосипедного похода
Состав группы желательно подбирать одинаковый по владению техникой езды на велосипеде. Наиболее оптимальное число участников велопохода 4 — 6 человек.
Начинающим велотуристам следует выбирать маршрут по слабопересеченной местности с развитой дорожной сетью и наличием населенных пунктов. Он должен пролегать по местам, где почва не создавала бы излишних трудностей для передвижения на велосипеде. Лучше по шоссейным или грунтовым дорогам или вполне проходимым на велосипеде тропам. Бездорожные участки не должны превышать 10 — 15% общей протяженности велопохода. Небольшие отрезки пути можно пройти пешком, ведя свой велосипед, или преодолеть несколько бродов.
При движении в голове колонны едет наиболее подготовленный турист, за ним в колонне по одному с интервалом 2 — 10 м (в зависимости от дороги) остальные. Замыкает колонну также опытный велотурист, имеющий ремонтный набор и аптечку. Примерно через каждые 30 мин движения на велосипеде желательно делать передышки — идти пешком. Для проверки и регулировки велосипедов также делают остановки через полчаса.
Через каждый час движения неплохо делать 5-минутные привалы. Пешеходные паузы позволяют «размяться», восстановить нормальную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Не следует увлекаться большими скоростями, которые требуют значительных затрат физической энергии, поскольку невольно приходится сосредоточивать свое внимание на небольшом участке дороги непосредственно перед колесом, и много интересного ускользает из поля зрения велотуриста.
В течение 6 — 7 ч (этого вполне достаточно) велотурист без особого труда может преодолеть 60 — 70 км, а по хорошей дороге — до 100 км. Причем не менее двух третей дневного перехода велотуристы должны проехать в первой половине светового дня до большого привала.
Примерный распорядок дня для начинающих велотуристов
Подъем — в 6 ч, 10 — 15 мин — утренняя зарядка или разминка, 10 — 15 минут — туалет, затем полноценный завтрак и сборы в путь. Продолжать движение рекомендуется не раньше, чем через 0,5 — 1 ч после принятия пищи. В 11 — 12 ч устраивается большой привал продолжительностью 4 — 5 ч для отдыха, обеда и намеченных мероприятий. Приходится он на самое жаркое время дня.
Дневной переход можно заканчивать за 1,5 — 2 ч до наступления темноты, чтобы иметь возможность устроиться на ночлег, осмотреть, почистить или отремонтировать велосипед, искупаться или умыться и передохнуть до сна. Как на больших, так и на малых привалах после поверхностной разминки необходимо заняться велосипедом и лишь после этого приступать к еде и отдыху.
В первые дни похода нельзя ехать полуобнаженными: возможны солнечные ожоги. В жаркие дни недопустима езда без головных уборов. При плохой видимости движение можно продолжать только пешком, не допуская ухода в сторону или отставания кого-либо из участников. В сырую погоду надо оберегаться переохлаждения, так как даже в хорошей непромокаемой одежде и обуви ноги у велосипедистов все равно будут мокрыми.